Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

03.02.2017 11:19 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 31.01.2017 г.

По совету Горького

Наши знатные земляки

С Виктором Георгиевичем Семеновым, старшим научным сотрудником Института марксизма-ленинизма, мне довелось познакомиться в начале 70-х годов, когда мы с краеведом Сергеем Федоровичем Кошкиным начали подготавливать нашу первую книгу о Киржаче. Материала собрали гору, но одно не стыковалось с другим, ставили нас в тупик разночтения в воспоминаниях и преданиях. Мой соавтор знал Виктора Георгиевича еще с начала 30-х годов, когда тот возглавлял литературную группу, сложившуюся при редакции районной газеты. Это было, как вспоминал мой соавтор, время неуемных фантазий молодых активистов, мечтавших сказку сделать былью. Великие стройки первых пятилеток, грандиозные планы индустриализации и коллективизации страны, культурная революция побуждали молодых осваивать новую технику и технологию, пробовать свои силы в литературе, искусстве, науке.

В 1931 году в центре Киржача, в бывшем постоялом дворе, открылась редакция районной газеты. Из Александрова приехал в Киржач старый наборщик и стал обучать местных девчат и парней набирать металлическими буковками разных размеров тексты, связывать набор в «полосы» и затем печатать с них с помощью чугунного станка, который приводили в движение вручную, газетные листы. Случалось, и довольно часто, от неосторожных движений набор рассыпался, и все приходилось начинать сначала. Очередной номер газеты, работая без сна всю ночь, не всегда успевали отпечатать к приходу почтальонов. Техника и технология, что говорить, были допотопными, тем не менее они вызывали неописуемый восторг и энтузиазм у грамотной молодежи: «Теперь у нас своя газета! Мы можем печатать свои произведения и распространять их по всему району!»

При редакции районки сложился актив внештатных корреспондентов, как их тогда называли — рабселькоров, а также литературная группа из пробующих сочинять стихи и рассказы. Ядро литгруппы составили студенты текстильного техникума, старшеклассники, будущие учителя. Первым старостой группы избрали Виктора Семенова. Он сразу же предложил «взять бычка за рожки»: начать подготовку не только литературных подборок для газеты, но и сборников стихов и рассказов. По вопросу, как и с чего начинать, возникли жаркие споры. За советом решили обратиться к Алексею Максимовичу Горькому, самому авторитетному в то время писателю. Сообща сочинили ему письмо, в котором рассказали, что есть в ста верстах от Москвы, в глухом лесу, небольшой городок Киржач, между прочим, очень мастеровой. Он ни в чем не хочет отставать от всей страны, строящей новую жизнь. В районе открылась своя газета, и молодежь очень бы хотела через нее влиять на преобразования в районе, способствовать прогрессу на местных предприятиях и росту культурного уровня населения. Как это лучше сделать? Что могут и должны активисты газеты? Радости было до небес, когда получили от великого пролетарского писателя, лечившегося тогда в Италии, первое письмо, затем второе и одну за другой несколько посылок с книгами.

В начале 70-х годов, когда после некоторого перерыва возобновился выпуск районной газеты, Виктор Георгиевич, приезжая в Киржач к родственникам, неизменно заходил в редакцию, встречался с рабселькорами и активистами литературной группы. Он рассказывал, что в одном из писем Горький рекомендовал местным активистам попробовать собрать историю ведущих предприятий, историю зарождения и развития трудовых коллективов. Этот совет великого писателя приняли на ура, однако быстро поостыли: явно не хватало эрудиции, а порой и элементарной грамотности. Надо было учиться, и все активисты газеты рьяно взялись за учебу. Анатолий Стефанов стал корреспондентом газеты и полвека добросовестно проработал в ней; Иван Стреков выучился на кинооператора и стал видным кинодокументалистом; Василий Тимерин после окончания педагогического техникума стал одним из ведущих педагогов в районе. Сам Виктор Георгиевич после войны окончил институт, работал редактором в Политиздате. После того, как защитил диссертацию, был приглашен в Институт марксизма-ленинизма. Здесь занимался подготовкой сборников с трудами классиков на актуальные темы, принял участие в работе над серией очерковых книг о жизни и деятельности В. И. Ленина в Италии, Франции, Англии, Финляндии. Несколько книг из этой серии он подарил активистам литературной группы при редакции районной газеты.

Что касается книг и писем, присланных в Киржач Горьким, то Виктор Георгиевич сообщил, что в послевоенные годы, когда он был студентом и сильно нуждался, он всю пачку писем писателя и часть его книг попытался продать, но из этого ничего не получилось: письма за весьма скромную плату передал в институт мировой литературы, а пачки книг — в районную библиотеку. В личном архиве сохранилась всего одна открытка из Сорренто: «Время от времени я посылаю вам, товарищи, книги. Будьте добры известить открыткой, получаете ли вы их?

А. Пешков.»

Вместе с сотрудницами библиотеки мы попытались отыскать хотя бы несколько экземпляров, ведь книги, присланные великим писателем, могли бы стать на десятилетия, а то и столетия, гордостью провинциальной библиотеки. Ничего разыскать не удалось. Сотрудницы предположили, что книги из посылок Горького, скорее всего, были включены в общий фонд, за годы использования истрепались и были списаны в утиль. Как это по-русски! Что имеем — не храним, потерявши — плачем.

Совет великого писателя усердно поработать над историями трудовых коллективов и старинных поселений в предвоенные годы реализовать не удалось. Староста первого литкружка высказал мнение, что активистам тогда явно не хватило эрудиции, опыта, да и элементарной грамотности. Однако сама идея не оставила в покое следующее поколение местных начинающих литераторов и краеведов. Став опытным журналистом, кандидатом исторических наук, Виктор Георгиевич, общаясь в 70-е годы с активистами районной газеты, неоднократно напоминал о совете Горького. Мне и бывшему рабкору Сергею Федоровичу Кошкину он помогал советами, где и в каком архиве искать документы, которых нам явно не хватало. Он стал редактором нашей первой книжки о Киржаче.

Приобретшие солидную практику в краеведении и широкую эрудицию ведущие инженеры завода «Красный Октябрь» Лев Евгеньевич Супонев и Виктор Федорович Зинин подготовили солидные рукописные книги по истории своего многотысячного коллектива, выросшего из кустарного самоварного заводика в одно из ведущих предприятий автотракторной промышленности. На базе разработок краеведов были созданы весьма солидные музеи на заводе «Красный Октябрь», шелковом комбинате, инструментальном заводе, на мебельной фабрике.

Много лет изысканию исторических фактов, преданий и сказов, связанных с историей «шелковых деревень» вдоль древней Стромынки, посвятил инженер Константин Сергеевич Крючков. К сожалению, значительная часть рукописей сгорела при пожаре в его доме. В последние годы своей жизни он вдохновенно работал, помогая московской художнице Галине Давыдовне Масленниковой создавать уникальный музей шелкообработки и купеческого быта в селе Заречье.

Выйдя на пенсию в чине полковника, сотрудник Генерального штаба Андрей Иванович Басурин с упоением занялся собиранием публикаций, архивных документов, мемуаров и легенд о своей малой родине. Для местной газеты он подготовил несколько серий интересных заметок, в 15 толстых тетрадях разложил по полочкам данные о промыслах родного края, об истории окрестных деревень. Из его очень большой рукописной книги об истории родной деревни Тельвяково его дочь Галина Андреевна подготовила небольшую по размеру, но емкую по содержанию книжечку, издала и распространила ее.

Хочется также упомянуть очень старательного краеведа из села Илейкино — Владимира Васильевича Конахина. Он, став селькором еще в 40-м году, в годы войны сотрудничал с фронтовыми газетами. После окончания Московского института внешней торговли занимал ответственные посты в Министерстве внешней торговли — в основном, работал на Китай и Монголию. А когда вышел на пенсию, весь отдался краеведческой и литературной деятельности. Скрупулезно проверяя и перепроверяя в военном архиве данные о воинах-земляках, подготовил рукописную книгу о них. Кроме того, опубликовал несколько сборников фронтовых рассказов и стихотворений.

В настоящее время подрастает новое поколение краеведов, очень активных, владеющих компьютерными технологиями; они ведут разведку прошлого вглубь родословных, историй своих деревень, поселков, улиц. Словом, сознают это или не сознают краеведы, они продолжают реализацию совета великого пролетарского писателя.

С. КРОТОВ, внештатный корр.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

79