На зарядку становись!
О зарождении традиций массовой физкультуры и спорта в Киржачском районе
Петр Федорович Баденков (в центре) на Ярославском шинном заводе, 1943 год
«На зарядку, на зарядку становись! Передаем утреннюю гимнастику. Приготовьтесь к выполнению гимнастических упражнений. Выпрямитесь, голову повыше, ноги на ширине плеч, плечи слегка назад, вдохните, на месте шагом марш».Этими всем знакомыми словами под аккомпанемент фортепиано с известными всем мелодиями начиналась самая популярная радиопередача «Утренняя гимнастика», впервые вышедшая в эфир радио 2 января 1929 года. В Советском Союзе она была неотъемлемой частью жизни. Ее слушали все: дети и взрослые. Под нее собирались на работу, в школу и в детский сад.Это была смелая и благородная идея — помогать миллионам радиослушателей поддерживать хорошую физическую форму, заниматься ежедневной гимнастикой по лучшим методикам. Так в нашей стране начиналась эпоха развития массовой физкультуры и спорта. Задачи и цели, которые ставились тогда перед возрождающейся страной, не потеряли актуальности и сегодня.
О сколько-нибудь широких спортивных состязаниях и турнирах в Киржачсском крае до конца ХIХ века нами сведений не обнаружено. Правда, в родовых и церковных летописях мимоходом встречаются известия, что в боярских и дворянских семьях Шуйских, Милославских, Вяземских, Протасовых, Прокудиных-Горских, Поливановых и других вырастали лихие наездники, меткие стрелки из пистолета и ружей, ловкие фехтовальщики, удачливые бильярдисты, силачи и даже картежники. В конце ХIХ века, приезжая из Москвы и Санкт-Петербурга, сынки богатых купцов и помещиков привозили с собой экзотические увлечения и игры: бокс, игры с мячом, длительные прогулки по тропинкам вдоль рек на лошадях и пешком. Не чурались они и игр местной молодежи: по праздникам — кулачных боев «стенка на стенку», суматошной чехарды, гоняли «чижика», перетягивали канат.
Некоторое оживление в развлечения местной молодежи внесли преподаватели открывшихся в конце ХIХ века сначала учительской семинарии, затем ремесленного училища. Более 10 лет в учительской семинарии работал один из самых близких и душевных друзей А. П. Чехова А. С. Лазарев-Грузинский. По совету Чехова, добровольно взявшего на себя обязанности редактора, Лазарев-Грузинский издал первую свою книгу «Нескучные рассказы». В них он избегает прямых упоминаний о Киржаче, но его десятилетнее зоркое наблюдение за жизнью в лесном провинциальном городишке проглядывает во множестве деталей, которые невозможно выдумать. Мещане глухого провинциального городка, судя по рассказам Лазарева-Грузинского, любили приезд на городские ярмарки, а их в Киржаче проводилось по пять ежегодно, заезжих циркачей якобы из далеких стран, хотя говорили они по-владимирски и по-калужски. Можно предположить, что в семинарии учащиеся выполняли нечто подобное утренней гимнастике, по крайней мере, зимой по утрам некоторые обтирались снегом, в перемены устраивали чехарду, в свободные часы, пока нет снега, играли в лапту.
По воспоминаниям старожилов С. А. Левшина и В. И. Макарова, большую часть своей жизни проработавших в ремесленном училище, которое открылось в 1898 году, им любовь к регулярным пробежкам по пересеченной местности, к лыжным походам вдоль реки Киржач привили в училище выпускники московских и петербургских институтов, выпускник Цюрихского политехнического института Бибанов, хорошо владевший несколькими иностранными языками и получивший широкую известность своими изобретениями в области крашения тканей. После службы в армии бывшие выпускники училища С. А. Левшин, В. И. Макаров, П. Н. Купцов полвека занимались с учащимися физкультурой и спортом, организуя военизированные игры, лыжные гонки, игры в футбол, городки и лапту.
Зарождение массовых физкультурных мероприятий в городе и в районе связано, как и по всей стране, с периодом индустриализации, коллективизации и культурной революции. Теперь, когда это время особым слоем легло в историю страны и народа, историки говорят, что мощный рывок страны к новому уровню производительности труда не мог не сопровождаться воспитанием нового отношения каждого молодого человека к своему физическому и духовному развитию. Без личного стремления поддерживать свое физическое и духовное состояние в высоком тонусе, по крайней мере, у передовой части молодежи, страна не смогла бы успешно за десяток лет преодолеть вековую отсталость от западных стран, откуда нам грозила военная опасность.
Лидером в обновлении производства, быта и отношения к физкультуре и спорту в Киржачском районе много лет выступал коллектив завода «Красный Октябрь». Зимой 1929 года коллектив увядающего на глазах завода по производству бытовой и церковной утвари получил задание к весенне-полевой кампании без всяких чертежей и технологических карт изготовить по образцам американских 1200 подобных фар. Коллектив с честью справился с заданием, потому что все понимали, что это поворотный пункт в судьбе предприятия. В 1931 году была выпущена первая производственная партия фар. В январе 1932 года коллектив завода с гордостью рапортовал, что «впервые в СССР освоена выработка фар и фонарей для автотракторной промышленности».
С этого момента началась напряженная модернизация производства и строительство рабочего поселка, этапами продолжавшиеся более полувека. В сохраненном музее предприятия Г. В. Маврина по нашей просьбе отыскала интересные сведения об одновременном развитии завода, поселка и массовых физкультурных мероприятиях. С 1931 года плотники из соседних деревень начали строить на улице Первомайской первые бревенчатые двухэтажные дома для специалистов и рабочих, приглашаемых из других городов. Тогда же методом народной стройки заложили и стадион «Труд» (позднее его назвали «Торпедо»).
На быстро растущий завод техникумы и институты направляли не только производственных специалистов, но и хорошо подготовленных культпросветработников, и организаторов физкультуры и спорта. В 1930-е годы в жизни поселка заметную роль играли московские посланцы А. В. Прохоров и супруги Комаровы. По воспоминаниям старожилов, Александр Прохоров «кипел инициативой». По его предложению молодые рабочие завода преобразовали особняк бывшего хозяина предприятия в рабочий клуб, рядом расчистили площадки для игры в волейбол, в городки, а за рекой выровняли часть луга под футбольное поле.
Под руководством выпускника физкультурного техникума Александра Комарова и его жены Нины начали строить в поселке стадион. Героями футбольных и волейбольных баталий были в предвоенные годы М. Андреев, великолепный вратарь Н. Александров, выделялись стремительным бегом С. Капранов, В. Лопатников, «пушечными» ударами по воротам славился Виктор Розов.
По инициативе тех же энтузиастов на окраине поселка, в местечке «Воробниха», расчистили площадку для разгона и приземления планера, где-то в Подмосковье раздобыли «фанерную птицу» и в предвоенные годы учились на ней парить в небе над поселком. Александр Васильевич Прохоров, завоевав уважение и любовь «крестьянских увальней», которых он без устали тормошил, побуждая заниматься в кружках по ликвидации неграмотности, в заводском хоре и на спортивных площадках, был избран председателем профкома и секретарем комитета комсомола, затем секретарем райкома комсомола. В 1938 году он вместе с руководителями завода был оклеветан и подвергнут репрессиям. Его исключили из комсомола. Некоторое время он поработал слесарем в гараже шелкового комбината, потом добровольцем ушел на службу в Красную Армию. Во время ожесточенной, кровопролитной войны с белофиннами был политруком, командовал взводом, ротой, в последнем бою — батальоном. Пал смертью храбрых и посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
Инструктор физкультуры Сергей Павлович Комаров и его жена Нина тоже оставили о себе добрую память. Некоторые старожилы с благодарностью вспоминали, что Сергей и Нина старались в цехах внедрить 5-10-минутные паузы с зарядкой для рук, ног и поясницы. Сборщицы за смену очень уставали, выполняя однообразные операции, особенно когда в предвоенный период рабочий день увеличили с 8 до 10 часов. Короткая, целенаправленная зарядка снимала напряжение, придавала бодрости и сил. Но вчерашним крестьянам выполнять зарядку было непривычно и даже смешно. Поэтому новшество, внедряемое физоргами Комаровыми, приживалось трудно. Без подталкивания с их стороны оно то и дело глохло. Заключительным аккордом спортивной деятельности физорга Комарова стало проведение на строящемся стадионе первомайской демонстрации в 1941 году. Праздник к восторгу заводчан открыла колонна спортсменов с разноцветными флагами, насчитывавшая 120 физкультурников, одетых в форму. Ничего подобного до этого жители Киржача не видели — это было грандиозное зрелище. В конце июня того же года С. П. Комаров добровольцем ушел на фронт и погиб в одном из оборонительных сражений.
В музейных реликвиях осталась память, что в канун войны многие деревенские увальни, будучи от природы сильными и выносливыми, быстро осваивали под руководством подготовленных организаторов те или иные спортивные приемы, становились настоящими лыжными гонщиками, способными футболистами, волейболистами, городошниками и стрелками. Они с гордостью носили значки ГТО, простые, с серебряной надписью и с позолотой, значки «Ворошиловский стрелок» и «Спортивный разрядник». Портреты наиболее выдающихся спортсменов решением дирекции, профкома и комитета комсомола стали заносить в заводскую Книгу почета, а потом и на Доску почета.
В районной газете за 26 июня 1940 года привлекает внимание заметка «Новый стадион». В ней сообщается, что в поселке завода «Красный Октябрь» развернуто строительство стадиона. Первую очередь строительства планировалось окончить к 1 октября 1940 года. Всего на строительство стадиона было отпущено 300 тысяч рублей, на первую очередь — 105 тысяч рублей. «Стадион будет являться большим спортивным городком с футбольным полем, крокетной и баскетбольной коробками, военным городком, душем и другими культурными очагами». Завершить строительство стадиона к концу 1941 года не вышло: война пресекла все мирное строительство, а в послевоенные годы, когда нужда зияла из каждой прорехи, не так-то легко было найти средства на завершение строительства, поэтому оно растянулось на многие годы.
В черте города регулярные физкультурные и спортивные мероприятия стали практиковать прежде всего в ремесленном училище, которое в предвоенные годы подготавливало слесарей, фрезеровщиков, наладчиков оборудования на металлообрабатывающих и текстильных предприятиях, электриков, трактористов и комбайнеров. Здесь уже в начале 1930-х годов были введены рабочая и парадная форма, трехразовое горячее питание, начальная военная подготовка. Допризывников и призывников здесь ежедневно учили ходить и бегать строем, преодолевать полосу препятствий, далеко и метко метать гранату, стрелять из мелкокалиберной винтовки. Для учащихся, проживавших в трех общежитиях, был введен строгий распорядок дня: подъем, утренняя зарядка, обливание или обтирание холодной водой, затем завтрак. Под руководством мастеров и преподавателей перемены между теоретическими и практическими занятиями старались заполнить гимнастическими упражнениями. В свободное от занятий время те же мастера и преподаватели старались увлечь учащихся игрой в футбол, волейбол, городки, в шахматы и шашки, упражнениями на турнике и на самодельных брусьях. С конца 1931 года для каждого учащегося в ремесленном училище стала обязательной подготовка и сдача норм ГТО.
Усиленная физическая подготовка учащихся в предвоенные годы дала себя знать в годы войны. Осенью 1941 года на заводе выпускники училища сформировали «фронтовые бригады», которые при получении срочного заказа фронта переходили на постоянное пребывание на заводе. Когда приходил заказ на корпуса мин, патронные магазины для автоматов, на фары с приспособлениями, прикрывающими для вражеских самолетов луч света, члены «фронтовых бригад» не покидали цеха завода по неделе и больше. Как выбьются из сил, прикорнут часик в тихом коридоре на соломенной подстилке — и снова за работу. Так работать им помогала физическая закалка, которую они получили еще во время учебы в училище.
Одним из самых титулованных и осыпанных наградами воспитанников ремесленного училища № 8 оказался уроженец деревни Илькино Петр Федорович Баденков, которого сотрудники специализированного научно-исследовательского института благоговейно называли «великим шинником». Введя со времени учебы в РУ № 8 строгий распорядок дня: ранний подъем, интенсивная зарядка, легкий завтрак и пробежка от дома до училища — 7 километров по лесной и луговой тропинке, зимой — на лыжах вдоль дороги, он этой привычке не изменял никогда. Своим подопечным говорил: «Что стоит мальчишке пробежать 7 километров от дома до училища и вечером от училища до дома?! А как думается-то во время бега легко! Такая зарядка особенно полезна в напряженные рабочие периоды». У него таких периодов было не сосчитать.
В 1943 году немецкие стратеги, потерпев ряд позорных поражений, стали искать слабые места у сражающейся державы, через которые ей можно нанести нокаутирующий удар. И нащупали: фронт и тыл в СССР снабжал шинами для автомобилей и самолетов практически один Ярославский шинный завод. Собрав солидную бомбардировочную группу, фашисты ночью разбомбили этот завод. Ярославцы под руководством директора предприятия, больше месяца не зная ни отдыха, ни сна, вернули завод к жизни. За этот подвиг П. Ф. Баденков был награжден высшим орденом страны — орденом Ленина.
После войны он работал заместителем министра резино-технической промышленности и 27 лет талантливо возглавлял специализированный научно-исследовательский институт. Сотрудники института вспоминали, что всегда Петр Федорович уделял большое внимание созданию условий для физического и духовного развития сотрудников и их детей. Приезжая на базу отдыха института или в пионерский лагерь, он первым делом интересовался, как содержатся спортивные площадки, достаточно ли спортивного оборудования и инвентаря. Без постоянного внимания к поддержанию на высоком уровне физического состояния, считал он, научные работники не имеют возможности в полную силу проявлять свои таланты. Сам же он, занимаясь гимнастикой или совершая длительную пробежку по тропинке, обдумывал варианты для решения сложных задач, которые никому раньше не доводилось решать. Так, он вспоминал, что во время одной из пробежек нашел удачный вариант конструкции шины для бронетранспортера. В то время наш «ограниченный контингент» вел тяжелую борьбу с афганскими моджахедами, и надо было оснастить наши бронетранспортеры такими шинами, которым бы не были страшны прямые пулевые попадания и осколки от близко взрывающихся снарядов. Гордился Герой Социалистического Труда одним из последних своих озарений: конструкцией шин для космического челнока «Буран». Почти все агрегаты этого чудесного творения человеческого разума были продублированы, а вот шины изготовлены без дублирования. И они оправдали ожидания!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.