Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

07.07.2017 09:48 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 07.07.2017 г.

РЕФОРМЫ СУДА ПРИСЯЖНЫХ В РОССИИ

Автор: А. Головин,
председатель Киржачского районного суда.

В соответствии с Федеральными законами от 23 июня 2016 года № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» с 01.06.2018 года институт присяжных заседателей начнет функционировать в районных, городских судах.

Чтобы понять важность данного института присяжных заседателей для развития уголовного судопроизводства и участия граждан в отправлении правосудия, необходимо обратить внимание на краткую историю его развития.

Суды присяжных как самостоятельный правовой институт были введены Судебными уставами Александра II. Они стали центральным звеном судебной реформы 1864 года и просуществовали до 1917 года. 

Реальный шаг к введению суда присяжных в уголовное судопроизводство был предпринят в 1993 году. Действующий тогда Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 года был дополнен разделом десятым «Производство в суде присяжных»; в качестве эксперимента суд присяжных ввели в ряде регионов России при рассмотрении уголовных дел, подсудных верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов. Вскоре институт суда присяжных получил свое конституционное закрепление (ст. 20, 47, 123 Конституции Российской Федерации). В ст. 47 Конституции Российской Федерации установлено общее правило о том, что обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. С 2010 года суд присяжных действует по всей территории Российской Федерации.

Важнейшая задача этого института — реализация идеалов справедливости, существующих в конкретном обществе, и тем самым поддержание социальной стабильности в нем.

Начало такой реформе было положено в 2015 году. Обращаясь к Федеральному Собранию Российской Федерации с Посланием от 3 декабря 2015 г., Президент Российской Федерации Путин В. В. указал на необходимость повышения независимости и объективности судебного процесса. Для этого им были предложены следующие меры: укрепить роль института присяжных заседателей, расширить число составов преступлений, которые они могут рассматривать.

Президент Российской Федерации отметил также, что коллегию из 12 человек не всегда возможно сформировать, и предложил подумать о сокращении числа присяжных до пяти — семи человек, но при этом обязательно сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решений.

Президент Российской Федерации подписал перечень поручений по реализации своего ежегодного Послания Федеральному Собранию Российской Федерации (от 8 декабря 2015 г. № Пр-2508), в соответствии с которыми было поручено подготовить и представить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих: а) увеличение числа составов преступлений, подсудных суду с участием присяжных заседателей; б) сокращение числа присяжных заседателей в составе коллегии присяжных заседателей с сохранением самостоятельности коллегии в принятии решений.

С 1 июня 2018 г. вступают в силу изменения в вышеуказанные Федеральные законы, которыми предусматривается, что уголовные дела с участием присяжных заседателей будут рассматриваться также в районных судах. Соответственно установится такой процессуальный порядок, при котором сократится численность состава коллегии присяжных заседателей областных судов и равных им судов с 12 до 8 человек; одновременно предоставлено право подсудимому при рассмотрении уголовного дела в районном, городском суде согласно подсудности ходатайствовать о рассмотрении его дела коллегией в составе судьи районного суда и равного ему федерального суда общей юрисдикции и 6 присяжных заседателей.

Предлагаемое сокращение числа присяжных заседателей в составе коллегии упростит процедуру их отбора, поскольку отпадет необходимость вызова большого числа кандидатов в присяжные заседатели из их общего и запасного списков, а также сократятся сроки судебного разбирательства за счет времени, которое затрачивается на длительные процедуры отбора большого числа кандидатов в присяжные заседатели и формирования их коллегии.

председатель Киржачского районного суда.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

22