Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

29.08.2017 12:39 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 63 от 29.08.2017 г.

За честь и славу России

Фото А. М. Ковальчук: отправка самолета в Москву, интервью дает Анатолий Петрович Чабан.

Летно-испытательный комплекс в Киржаче. Как много было сделано теми, кто работал на этом объекте. Испытание новой техники, парашютных систем – вся эта работа была направлена для созидания, процветания и укрепления мощи России. С богатым прошлым в истории нашей страны это небольшой объект на территории Киржачского района, а какой след оставили в изучении неизведанного для всего человечества простые русские парни. Виталий и Валерий Галайда — это в их честь праздновала деревня Наумово открытие новой улицы, а состоялось это знаменательное событие 5 лет назад, 12 июня, в День независимости. Валерий — парашютист-испытатель № 1 в России. «Выполненные Валерием Галайдой выдающиеся летные эксперименты позволили открыть новый этап в деле совершенствования боевой техники ВДВ и группового десантирования личного состава в кабине КГД, определив тем самым основные принципы значительного сокращения времени боевого развертывания частей воздушно-десантных войск после парашютного десантирования», — говорится в постановлении правления Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане.

Брат Валерия Виталий Галайда — инженер по электронному спецоборудованию. Вместе со своими товарищами по работе выполнял последнее испытание в жизни. Экипаж самолета Ан-12 в составе командира корабля Степана Петухова, летчика-испытателя Дмитрия Иванова, штурмана-испытателя Анатолия Селенова, бортрадиста Олега Романова, инженера-механика Анатолия Краснова, инженера-испытателя Владимира Рачкова, инженера по электронному спецоборудованию Виталия Галайда, бортинженера Юрия Бочарова и техника-испытателя Виктора Козлова погибли.

Тогда, 50 лет назад, 30 июня 1967 года они вылетели на самолете Ан-12 на боевое задание по испытанию бесплатформенной парашютной системы десантирования техники ПБС-915 «Шельф». Программа полета предусматривала десантирование БМД-1 с помощью вытяжной парашютной системы. После открытия грузового люка и выхода вытяжных парашютов, в момент срыва БМД-1, заклинило замок крепления к монорельсу грузовой кабины. Бронемашину, установленную на амортизационные лыжи, развернуло, и она застряла в грузовом отсеке. В этот момент, при скорости полета самолета около 400 км/ч, сработала основная многокупольная парашютная система. Раскрытие четырех куполов парашютной системы привело к мощному рывку, который вырвал БМД-1 наружу. При этом фюзеляж самолета получил значительные разрушения. Это привело к отделению хвостовой части от самолета, который перешел в неуправляемое снижение, упал в поле на опушке леса, в 1 км севернее деревни Митино Киржачского района (17,5 км северо-восточнее а/д Киржач) и взорвался. 5 членов экипажа и 4 парашютиста-испытателя погибли. В память об отважных героях установлен памятник в лесном массиве, а на Поклонную гору по заказу дирекции Центрального музея Великой Отечественной войны администрацией аэродрома города Киржач был предоставлен самолёт Ан-12 для пополнения экспозиции военной техники. К пьедесталу в 2015 году легендарная машина «уехала» своим ходом в Москву, чтобы будущие поколения помнили имена героев — тех, кто служил и трудился здесь, у нас в Киржаче, в ЛИК ФГУП «НИИ парашютостроения». Ан-12 стал достоянием республики, в его салоне создана музейная экспозиция, где увековечены имена героев. Провожали Ан-12 в Москву летчики, работники аэродрома, среди них был и инженер-испытатель по летным испытаниям Анатолий Петрович Чабан. Среди многих бумаг и документов есть авторское свидетельство за № 262320 на платформу для буксировочных испытаний на самолете Ан-12, заявка на изобретение № 3147882 для специальных исследовательских буксировочных испытаний парашютов различного назначения, зарегистрированное 1 октября 1987 года, авторами которого являются Шупляков Юрий Нилович, Чабан Анатолий Петрович и Ульянов Илья Петрович.

Простились в эти дни со своим другом Анатолием Петровичем Чабаном сослуживцы, соседи и все, кто знал этого замечательного человека. На панихиде Юрий Олегович Сивцов сказал: «Ему мало было воздушного пространства, он разрабатывал и внедрял свои проекты и во многих других промышленных отраслях…» Гигант инженерной мысли, профессионал своего дела – это о нем так тепло отзывались товарищи по работе, о человеке, который воплотил немало инженерных идей, нашедших применение в трудовой и в духовной жизни нашего района.

На память о его изобретениях хранится в музее нашего города документ «Космический аппарат «ВЕНЕРА — ГАЛЛЕЙ», подаренный Анатолием Петровичем. В нем на снимках и чертежах отражена схема полета советских автоматических станций «Вега-1» и «Вега-2» к Венере для исследования кометы Галлея, участок сближения КА с кометой. В книге «Свято-Благовещенский монастырь» есть фотография, где отважные герои устанавливают купол с вертолета. «Работа по ручной установке Биллов в Свято-Благовещенском монастыре под руководством Сивцова Юрия Олеговича показалась впоследствии просто разминкой (событие происходило 2 января после праздничной новогодней ночи). Поднятие колоколов на колокольню Успенского монастыря происходило в марте 1991 года, за две недели до Светлой Пасхи», — рассказывал мне Анатолий Петрович. Эта была уникальная, первая в мире операция, и выполнили ее русские парни. Отпевали Анатолия Петровича в Свято-Благовещенском монастыре, в усыпальнице Романа Киржачского, на другой день после Троицы — в День Святого Духа.

Уходят из жизни ребята, но какой след оставили они в изучении науки, техники, в прогрессе, чтобы наша страна Россия была сильной, могучей и независимой. Будем помнить их имена!

Текст подготовила

Г. КОЛЫБАНОВА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

54