Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

27.04.2018 13:37 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 29 от 27.04.2018 г.

«Нет ничего свободнее паденья…»

Автор: В. Юрьев

Профориентация

В НИИ парашютостроения с размахом прошло большое и важное для студентов мероприятие – «День без турникетов». Оно состоялось в рамках аналогичной акции, организованной Правительством Москвы. Около 80 молодых людей из Московского колледжа бизнес-технологий, Владимирского авиамеханического колледжа, Балакиревского гуманитарно-правового и Александровского промышленно-гуманитарного колледжей посетили Киржачский аэродром экспериментальной авиации и производственные площади НИИ на ул. Томаровича, 32.

К сожалению, учащиеся КМК не смогли приехать по техническим причинам, однако мы надеемся, им еще предоставится возможность побывать в НИИ – единственном в стране предприятии — разработчике парашютных систем всех типов. Это одно из немногих предприятий в мире, которое самостоятельно осуществляет полный цикл по созданию парашютных систем: фундаментальные и прикладные исследования в области парашютной техники, разработку парашютов всех видов, их изготовление и модификацию, комплексные наземные и летные испытания парашютных систем, сопровождение в эксплуатации, вплоть до возможной последующей утилизации.

ОТ ШАХТ ДО КОСМОСА

Сначала студенты побывали на летном поле Киржачского аэродрома. Здесь парашютист-испытатель – начальник отделения АО «НИИ парашютостроения» В. П. Нестеров рассказал им о том, какими бывают парашюты. Ведь, в основном, те, кто в своей жизни не связан с парашютостроением, слышали только о десантных и спортивных системах. А здесь ребята с удивлением узнали, что в НИИ разрабатываются и производятся также спасательные, посадочные тормозные, противоштопорные, грузовые парашюты, системы для беспилотных аппаратов, десантирования боевой техники и расчетов, низковысотного десантирования, головных частей ракетных комплексов, авиационных и артиллерийских боеприпасов и др. – вплоть до парашютов для ближнего и дальнего космоса, то есть тех, например, с которыми наши беспилотные космические корабли спускались на Марс (а теоретически – и на любую другую планету, обладающую газовой оболочкой).

Для студентов новостью стал и рассказ В. П. Нестерова о том, что бывают парашюты, предотвращающие распространение ударной волны при взрывах метана в шахтах, и системы, созданные специально для боевых пловцов. Причем в испытании практически всех систем Владимир Павлович принимал участие лично – в его активе, начиная с 1977 года, уже больше 13 тысяч прыжков.

ПАРЯ ПОД ОБЛАКАМИ

Очень заинтересовала студентов беседа с Екатериной Талдоновой, пятикратной чемпионкой мира в парашютном спорте и единственной в России (а возможно – и в мире) девушкой – профессиональным испытателем парашютных систем. Екатерина Юрьевна, совершенно не чинясь, рассказывала о своем опыте прыжков. В том числе о том, как участвовала в соревнованиях в США, в которых из нескольких самолетов с высоты 6000 метров прыгнули сразу 222 человека – российская команда, – которые должны были собраться в воздухе, образовать вместе определенную сложную фигуру, а потом еще и перестраивать ее в полете к земле. Кроме того, Екатерина Талдонова рассказала много и о других видах парашютного спорта – в том числе и о таких, в которых спортсмен, десантируясь с высоты в полтора километра, должен попасть в мишень на земле диаметром 10 сантиметров. Глядя на эту тоненькую, улыбчивую девушку, невозможно было поверить, что за ее плечами – уже около семи тысяч прыжков.

- А вам прыгать не страшно? – спросили Екатерину Юрьевну девочки-экскурсантки.

- Страшно интересно, — ответила с улыбкой испытательница.

Впрочем, как она сама подчеркнула, — несмотря на то, что в ее практике бывало всякое, трагические случаи почти исключены. Ведь, не считая бэйс-джамперов (спортсменов-любителей, прыгающих с крыш высотных зданий, заводских труб, мостов и так далее), все парашютисты в нашей стране в обязательном порядке оснащаются запасным парашютом.

Параллельно с рассказами В. П. Нестерова и Е. Ю. Талдоновой с вертолета МИ-8 прыгали десантники, у которых на аэродроме проходили учения. Вместе с последней партией десантников в вертолет загрузились и трое испытателей НИИ парашютостроения, в том числе и Екатерина Талдонова. И если мужчины-испытатели выполняли прыжок «классически», выстраиваясь максимум в «этажерку», то что творила в небе Екатерина – словами описать сложно. Она то парила, то вилась меж коллегами, то выписывала в небе причудливые фигуры – и все зрители на земле просто замерли от восхищения.

ВАЖНОСТЬ РАБОТЫ? СТРАТЕГИЧЕСКАЯ!

Экскурсия продолжилась непосредственно в производственном комплексе НИИ парашютостроения. В производственно-лабораторном комплексе ребятам продемонстрировали процесс укладки десантного парашюта Д-6. Казалось бы, стандартный процесс, который любой десантник отрабатывает многократно, но он оказался достаточно непростым и требовал определенных усилий. Страшно даже представить, сколько времени и сил занимает укладка, например, грузовых парашютов – вроде той системы, которая использовалась при испытании знаменитой «Царь-бомбы» (прозванной в народе «Кузькиной матерью») – легендарной РН202/АН602, термоядерной авиабомбой мощностью более 50 мегатонн, самым мощным взрывным устройством за всю историю человечества. Площадь ее парашюта (разработанного, кстати, также в НИИ парашютостроения) составляла 1600 квадратных метров, а вес всей системы, включавшей ещё пять вытяжных парашютов, срабатывавших тремя «каскадами», составлял 800 кг.

Затем экскурсантам показали производственный цех, где они увидели все стадии «рождения» парашютов — от первичной обработки материала и изготовления строп и куполов до складирования готовой продукции.

Своеобразной кульминацией мероприятия стало испытание нового типа парашютов, разрабатывающихся сейчас в НИИ – системы, предназначенной для спасения людей из высотных зданий. Дело в том, что существующие парашюты предназначены для прыжков, минимум, со стометровой высоты – иначе купол может просто не успеть раскрыться. Что же делать людям, которых, например, пожар застал на десятом этаже? Прыжок вниз с такой высоты – верная гибель, но и сгореть заживо или задохнуться от дыма насмерть – тоже невеселая перспектива. Вот именно для таких случаев и создается новый парашют, способный раскрыться уже при прыжке с высоты седьмого-восьмого этажа. Испытание проводилось пока с использованием манекена – не все особенности аэродинамики и «поведения» этой системы еще изучены – и прошло успешно.

Надеемся, что такие «Дни без турникетов» состоятся еще не раз. Ведь НИИ парашютостроения востребованы специалисты множества самых разных профессий – от испытателей до швей, от конструкторов и инженеров до оптиков. И, возможно, многие из сегодняшних мальчишек и девчонок после окончания учебных заведений придут работать в этот уникальный институт, в котором начинающиеся крупные теоретические исследования заканчиваются практическими разработками и производством стратегически важной продукции – «крыльев» десанта, спасательных систем, сохранивших жизнь тысячам человек, и даже элементов космических аппаратов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

84