Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

04.10.2019 16:13 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 75 от 04.10.2019 г.

Со школой - на всю жизнь

Автор: Ирина Авдеева

5 октября — День учителя

Под ногами еле слышно шуршит опавшая листва. Сентябрьское солнце, к концу месяца ставшее редким явлением на небосклоне, на этот раз с утра появилось на серо-голубом небе. Как тоненькие ручейки в реку, стекаются в школу со всех сторон ученики, весело переговариваясь друг с другом, и издали, с тяжелыми рюкзаками на плечах, напоминающие деловитых черепашек. Обычное утро обычного школьного дня.

Сколько таких дней было в жизни Любови Михайловны Мухановой — трудно сосчитать! Кажется, она с закрытыми глазами может пройти от дома до школы, где на пути знаком каждый кустик. Со средней школой № 2 связана вся ее жизнь. Здесь она сама проучилась десять лет, а затем, после окончания Орехово-Зуевского педагогического института, пришла работать учителем математики. И как-то незаметно пролетели уже 44 года.

- Мой общий стаж в школе — 54 года, — шутит Л. М. Муханова.

О таких, как Любовь Михайловна, говорят — «сильный педагог», и сотни ее учеников с благодарностью вспоминают своего учителя, давшего им глубокие и прочные знания по своему любимому предмету.

«Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит», — часто цитирует Любовь Михайловна М. В. Ломоносова, объясняя школьникам, почему нужно знать этот предмет.

У самой Л. М. Мухановой с первых лет обучения в школе обнаружилась тяга к точным наукам, а особую любовь к математике она переняла от прекрасного педагога Эльвиры Ефимовны Спиридоновой, которая преподавала в старших классах.

- Она всегда готовила для нас какие-то интересные задания, — вспоминает Любовь Михайловна, — вела кружок математики, в котором мы с удовольствием занимались, и когда я окончательно решила после школы поступать в педагогический институт, то выбор предмета без раздумий пал на математику.

С дипломом педагога Л. М. Муханова вернулась в свою родную школу, и ее вчерашние учителя стали коллегами. Так совпало, что молодой специалист пришла на место учительницы, которая в годы учебы была ее классным руководителем и до девятого класса преподавала в классе математику.

Коллектив школы тепло принял в свой состав Л. М. Муханову, которая с благодарностью вспоминает, как ей помогали на первых порах в проведении уроков, написании планов, охотно делились советами. Помогали и родители учеников. Шестой класс, который передали молодому педагогу, был хороший, дружный, проблем с дисциплиной не возникало. Как-то сразу удалось наладить контакт с ребятами.

С тех пор прошло более четырех десятков лет. Опыт накоплен громадный, а уж сколько учащихся под руководством Любови Михайловны постигали тайны математики — не сосчитать.

В минувшем учебном году у Л. М. Мухановой состоялся очередной выпуск, и в наступившем она стала классным руководителем пятиклассников, прекрасно осознавая, сколько трудностей надо преодолеть, прежде чем довести своих подопечных до окончания школы.

- А с кем интереснее работать — со старшеклассниками или с обучающимися в среднем звене?

- Интереснее работать со старшеклассниками. Сейчас нагрузка у ребят немаленькая. После семи уроков в школе многие идут на дополнительные занятия к репетиторам, поэтому становится труднее проводить с ними какие-то мероприятия. Раньше, мне кажется, жилось интереснее. То с ребятами макулатуру собирали, то субботники проводили, то в трудовой лагерь ездили… А сейчас главный акцент делается на учебу.

Среди выпускников Л. М. Мухановой разных лет немало тех, кто окончил педагогический институт, став учителем математики, только, сетует она, далеко не все работают по специальности.

Она ведет кружок по своему предмету, в котором занимаются все учащиеся ее класса. Если в 6-7 классах идет занимательная математика, то в 8-9 классах начинается серьезная подготовка к экзаменам. За один год эту работу сделать невозможно.

Математика — предмет сложный, и запускать его нельзя. Здесь одно вытекает из другого, и если не понял и запустил одну тему, очень сложно переходить к другой. Недаром ее называют царицей наук.

- Каким был у Вас выпуск в минувшем учебном году?

- Выпускала я 28 человек. Класс профильный. Среди учащихся было немало тех, кто пришел в десятый класс с красными аттестатами после окончания девятого класса. Многим для поступления нужны были математика и физика.

Класс был очень хороший и, что интересно, задавали тон ребята. Учащиеся были увлечены учебой, мы с ними решали сложные задачи по математике. А когда ученики нацелены на получение знаний, а не просто сидят за партой, отсиживая уроки, то и результаты не замедлят сказаться.

Из моего класса 11 выпускников стали медалистами, всего же их в нашей школе в минувшем учебном году было 14 человек. Из 28 учащихся на экзаменах по математике четыре человека сдавали базовый уровень, а остальные — профильный.

Все ребята продолжили дальнейшую учебу. Два человека поступили в колледжи, остальные — в вузы в Москве (учебу в столице выбрало подавляющее большинство выпускников), Владимире, Ярославле, Коврове, Орехово-Зуево. Трое ребят продолжили учебу в медицинских вузах, один — на факультете иностранного языка педагогического института, остальные — в технических институтах и университетах.

У меня сложились очень хорошие отношения с родителями учеников. В любых вопросах мы достигали полного взаимопонимания, никогда не возникало конфликтов. Родители всегда были моими главными помощниками. Особенно неоценима их роль при подготовке к «последнему звонку», выпускному вечеру.

- Любовь Михайловна, чем отличаются Ваши нынешние ученики от тех, которых учили 20-30 лет назад?

- Сложно сказать. В разные годы были ребята, которые хотели учиться, и те, кто отлынивал от занятий. Конечно, у сегодняшних учащихся нагрузка очень большая, много приходится заниматься, чтобы достойно сдать выпускные экзамены.

Средняя школа № 2 всегда была в районе в числе первых, и ее учащиеся на протяжении многих лет демонстрируют одни из лучших результатов на экзаменах, школьных олимпиадах различных уровней. По мнению Л. М. Мухановой, одно из слагаемых успешной деятельности — это то, что многие учителя, работающие в ее стенах, сами были выпускниками этой школы. Они легче адаптировались и прижились в школе, да и «со стороны» пришли работать сильные учителя.

В дружном сплоченном коллективе школы очень маленькая текучесть, что также немаловажно. Успешной деятельности также способствует здоровый микроклимат в этом образовательном учреждении.

- Любовь Михайловна, что, по Вашему мнению, дают учащимся знания по математике?

- Ну, лучше М. В. Ломоносова не скажешь. Математика «ум в порядок приводит». Наши учителя говорят: кто по математике хорошо занимается, тот и иностранный язык успешно постигает. Математика развивает логику.

Я часто говорю ребятишкам, что без математики никуда. Например, будут они поступать в медицинский вуз, и там нужна математика. Но надо хорошо понимать, что это очень сложный предмет, и если «запустил» какую-то тему, то дальше постигать математику будет крайне сложно. Это одна из причин того, что некоторые ученики слабо сдают геометрию в девятом классе. Если они ее сразу не поймут, то наверстать потом будет невозможно. Поэтому изучению математики надо уделять самое серьезное внимание.

Я против репетиторства, потому что некоторых учащихся это расхолаживает, они не слушают на уроках, будучи уверены в том, что на дополнительных занятиях все сделают с репетитором.

Всегда говорю своим ученикам: если вы что-то не поняли, лучше подойдите ко мне и честно скажите, что не знаете, как делать задание. Я лучше еще раз объясню. А то списывают с решебника, находят ответы в Интернете. Начинаешь проверять и видишь одну и ту же ошибку в нескольких тетрадях. Приходится внушать ребятам, что это не выход из положения. Ученик должен работать сам, а родителям проще заплатить репетитору. Но не будет ваш ребенок лучше заниматься, пока сам не поймет, что это ему надо. Глубоко убеждена, что обучать знаниям ученика нужно, прежде всего, на уроке.

Любовь Михайловна Муханова является отличником народного просвещения. Из года в год ее ученики успешно отстаивают честь школы на предметных олимпиадах, поступают в «серьезные» вузы, где нужно демонстрировать глубокие знания по математике, и с большой теплотой отзываются о своем педагоге, которая на протяжении школьных лет не только прививала им любовь к своему предмету, но и делала все возможное для того, чтобы ее выпускники вступали во взрослую жизнь сформировавшимися личностями, со своими жизненными принципами.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

135