Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

09.10.2019 10:15 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 76 от 08.10.2019 г.

Мокша: тысяча лет с Русью

Автор: Ю. Глонин, А. Шумкина.

Племянница А. Ф. Шумкиной Елена Ратникова с дочкой Кристиной в национальных костюмах

Земля единства

Миллионы россиян, не задумываясь, называют эти народности мордвой. И не знают, что, по сути, мордвы как национальности на самом деле не существует. Есть два народа, мокша и эрзя, которые даже родственными назвать нельзя: у них отличается всё — язык, литература, традиции, верования, материальная и духовная культура. Просто 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет Народных Комиссаров приняли решение о создании Мордовского округа в составе Средне-Волжской области — на основании того, что «названия народов «мокша» и «эрзя» не на слуху, а слово «мордва» известно всем русскоговорящим». Сегодня мы попробуем исправить эту несправедливость — и расскажем вам о народе мокша, носителе многовековой самобытной, уникальной культуры.

Историческая справка

Древнейшие сведения о мокшанах относятся к эпохе Геродота, который упоминает их под именами андрофагов, описывая их роль в скифо-персидской войне в 512 году до н. э. Однако окончательно мокша как этнос, согласно историческим данным, сформировались в начале — середине первого тысячелетия нашей эры в междуречье Оки и Волги. Во втором тысячелетии мокшане и Русь жили бок о бок — и культуры народов, соприкасаясь, взаимообогащались. «Как славяне, численно превосходящие мокшу и эрзя, влияли на «мордву», так и коренное население влияло на вновь приходящих славян», — отмечает Википедия.

Мокшане играли важную роль в истории Хазарского каганата, Владимиро-Суздальского и Рязанского княжеств. Уже в 1220 году они были союзниками владимирского князя Юрия Всеволодовича в войне с половцами и булгарами. В 1444 году объединённое войско рязанцев и мокшан разбило на реке Листань войско татарского царевича Мустафы. В походе Ивана Грозного против Казани участвовал князь Еникеев с мокшанами. И в последующей истории мокшане оставляли заметный след в истории России — достаточно назвать громкие фамилии дворян, происходящих из мокшан — например, князья Баюшевы, Разгильдеевы, Еникеевы, Мордвиновы и многие другие.

Гордый, независимый нрав мокшан проявлялся и дальше — они участвовали и в восстании Стеньки Разина, и в бунте Пугачева — присоединяясь к русским казакам и крестьянам, боровшимся за свободу.

Отдельно историки отмечают, что «В XIX веке мордва жила лучше других народностей в тех же местностях; в Саратовской губернии, например, задолженность её меньше, чем чуваш, русских и татар… В старину мордовские селения и избы отличались от русских большей разбросанностью и постановкой избы посреди двора или, если и на улицу, то окнами только в сторону двора. К специально-мордовским промыслам принадлежат в некоторых местностях производства поташа, конопляного масла, домашних сукон (любимый цвет мордвы — белый)».

Среди крестьянских занятий и промыслов древнейшим у мокшан считалось пчеловодство. Древнее бортничество мало походило на современное пчеловодство. Мед добывали от лесных диких пчел, которые жили в дуплах деревьев. Вот такие деревья и назывались бортью. Обнаружив такое дерево, человек ставил на нем знак собственности — «тяштькс», в русских письменных источниках они назывались «бортные знамена».

А вот как мокша сушили хлеб: «Срубный овин. Это двухъярусное сооружение. В первом ярусе, который находился в яме, помещался источник тепла, второй (наземный) служил для сушки снопов. Обычно на дне ямы ставили кирпичные или глинобитные печи без трубы. Печи в овинах топили соломой или дровами. Они были огнеопасными, топить их надо было очень осторожно, поэтому обычно данное дело поручали старикам. Пламя должно быть ровным, невысоким, чтобы зерно и солома не прокоптились. Топили овин и сушили хлеб ночью, а утром молотили. Овин, как правило, строили на коллективных началах. Обычно несколько семей имело один общий овин. Для мордвина он был священным, поэтому его охраняло божество Авн-ява. Жила она в погребе, которым отапливался овин, но людям на глаза никогда не показывалась. Крестьянин пытался задобрить Авн-яву, устраивая в её честь жертвоприношения перед началом молотьбы, чтобы урожай не сгорел во время сушки, и в четверг после Пасхи, в благодарность за удачное завершение молотьбы. Авн-яве обязательно жертвовали красного петуха, учитывая её тесную связь с огнем. Голову и кости жертвенной птицы бросали в овинный погреб, туда же выливали первую кружку пуре. Остальное выпивали и съедали сами жертвующие. На крышу овина поднимали один обмолоченный сноп, а в овине оставался необмолоченный...»

Как ни странно, одним из главных препятствий ассимиляции славян и мокша в свое время стало религиозное различие культур. Христианизация мокшан со стороны славян шла с трудом, они упорно придерживались веры предков — а православной церкви, тогда везде укреплявшей свои позиции, отчего-то не нравилась приверженность мокшан к культу предков и вообще языческим верованиям. А жаль. Ведь мифология и религия мокшан — до сих пор не исследованная до конца, но очень красивая и богатая тема.

Мы мало о ней знаем — но согласно вере мокшан, в стародавние времена (мокш. — езоронь пинге. — В русском переводе: «на заре времен») верховный бог достал из мирового океана землю и соединил подземное царство, землю и небо могучей берёзой по имени Кёлу. И в те времена на земле обитали люди-птицы, люди-кони, люди-рыбы, люди-медведи, люди-пчелы; они-то и явились зооантропоморфными предками некоторых человеческих родов.

И до наших дней мокшане хранят традиции — у них сохранились отчасти древние моляны – священные места для поклонения предкам, поверья в ава — духов отцов, кирьди – духов-хранителей… Солнце, гром и молния, заря, ветер — древние, но, увы, безвозвратно ушедшие боги мокшан — оставили им свой неукротимый дух. Интересным является сохранившийся вплоть до XX века обычай при основании нового кладбища первого покойника хоронить стоя и с посохом в руках. После чего его дух становился хозяином погоста (калмонь кирди — «покровитель кладбища» или калмо-ава — «мать кладбища»).

История и культура древнего, сильного и гордого народа мокша — часть нашей общей российской истории, и бережное ее сохранение — наш долг. Племя мокша сыграло немаловажную роль в построении этноса, который мы называем русским...

Попросив замглавы администрации Горкинского поселения Н. Ф. Ратникова «свести» меня с кем-то из мокшан, я и не думал, что познакомлюсь в итоге с удивительной женщиной, светлой и улыбчивой, хранящей традиции предков — с Анастасией Афанасьевной Шумкиной, в девичестве Акшаевой. Она рассказала мне о своей жизни и о быте киржачских мокшан…

О ПРЕДКАХ И ДЕТСТВЕ

Анастасия Шумкина — мокшанка из красивейшего села Паево, что расположено на берегу небольшой реки Иссы Инсарского района Республики Мордовия. По легенде, ее предки жили на высоком холме под названием «Ош панда лей», окруженном с двух сторон лесом, а с остальных двух — высокими отвесными обрывами, внизу которых протекала река Исса. Со временем горная порода стала обваливаться, и река поменяла свое русло. Тогда родовое племя решило переселиться на равнину, где была плодородная земля для сельхозугодий, а по берегу Иссы рос большой осиновый лес, в котором мужчины легко рубили новые дома своим семьям. Так село и получило название «Пою веле» — «Осиновое село», в русском произношении — Паево.

В школьные годы Настя с друзьями часто бегала на эту гору — поиграть в кладоискателей, посмотреть на раскопки, которые вели там преподаватели со студентами историко-географического факультета мордовского университета. Глиняные осколки посуды, каменные орудия труда, наконечники стрел, женские украшения, монеты и многое другое из древнейшего поселения можно и сегодня увидеть в краеведческом музее города Саранска, а менее ценные — в школьном музее.

ВОЕННЫЕ И УЧИТЕЛЯ

Дед Анастасии Афанасьевны, Василий Васильевич Акшаев, прошел две войны, получил несколько наград и медалей, был неоднократно ранен, с Великой Отечественной вернулся домой инвалидом и вскоре умер от ран. Ему было всего 56 лет… Бабушка, Анастасия Мироновна, занималась домашних хозяйством и воспитывала семерых детей, двоих похоронила в тяжелые голодные годы войны.

Отец — Афанасий Васильевич Акшаев — был самым младшим ребенком в семье. Он часто рассказывал дочкам о своем детстве — с каким трудом добывался каждый кусочек хлеба в те далекие трудные годы. Не один год он проработал в колхозе механизатором. К сожалению, 14 лет назад его не стало…

По отцовской линии в семье Акшаевых все мужчины были военными, а женщины — учительницами. Аксинья Васильевна Акшаева — старшая сестра деда — была делегатом первого всероссийского учительского съезда 1917 года, проработала всю жизнь учителем русского языка. Александра Васильевна Акшаева (Тузаева) — единственная сестра отца Анастасии Шумкиной — тоже всю свою жизнь отдала работе в школе.

Бабушка по материнской линии, Мария Алексеевна Челмакина (Моисеева), работала учительницей начальных классов в предвоенные и военные годы. К сожалению, она умерла молодой — от воспаления легких (вброд переходила реку в весеннее половодье, чтобы из школы добраться домой), оставив двоих детей-девочек на попечении младшей сестры Матрены, которая не только вырастила их, но и помогла получить образование. Про отца мамы практически ничего не известно — он был военным, после войны не вернулся в семью, остался жить где-то в Ленинграде.

Мама Анастасии Шумкиной — Пелагея Федоровна Челмакина (Акшаева) — 41 год проработала в школе филологом, родила и воспитала шестерых детей, сейчас у нее 9 внуков и 7 правнуков.

Анастасия и ее старшая сестра Мария — четвертое поколение учителей-филологов в семье, но и родной мокшанский язык не забывают никогда.

КИРЖАЧ СТАЛ РОДНЫМ

В Киржач Анастасия Шумкина попала неслучайно. Несколько раз, еще студенткой, приезжала в гости к своей старшей сестре в 90-х годах, а после получения диплома МГУ им Н. П. Огарева в 1998 году переехала сюда насовсем. Полюбила этот маленький городок и ни разу не пожалела о своем выборе. Здесь выросли и получили образование ее дети. Старший сын работает инженером в ИЗТТ, а младший живет и работает в Казани.

Почти 22 года Анастасия Афанасьевна работает в сфере образования, из них почти 20 лет преподает русский язык и литературу здесь, в Киржаче — сначала в ПУ № 55, а после его реорганизации — в КМК.

- Не слукавлю, если скажу, что каждый год на первый курс к нам учиться обязательно приходит мордвин и чаще всего — мокша, — рассказывает Анастасия Афанасьевна. — Очень жаль, что чаще всего такой студент не только не говорит на национальном языке, но и не понимает его, что, естественно, огорчает меня как носителя языка. Тем не менее, студентам всегда становится интересно, когда они узнают, что в кабинете в одной группе могут находиться сразу несколько человек различной нации, просят сказать что-то на мокшанском языке, перевести какие-то фразы. С интересом узнают (хотя упоминания есть в учебнике истории за 4 класс) о том, что во времена правления князя Владимира во Владимиро-Суздальском княжестве проживали и считали эти территории своими исконными землями племена чуди, веси, меря, мордвы и др.

ХРАНЯ ДРЕВНИЕ ТРАДИЦИИ

Существует легенда, что матерью Юрия Долгорукого была женщина из племени мордвы, и в ее честь он назвал Москву, что в переводе с мордовского языка означает «красивый изгиб» (изгиб реки Москвы, на берегу которого строили каменные дома). А название «Киржач» произошло от мокшанского слова «кержи», что обозначает «левый, левая сторона от Москвы» (ее высчитывали, становясь лицом к восходящему солнцу). Вполне вероятно, что все это лишь легенда... зато какая!

Наверное, не странно, что люди одной нации тянутся друг к другу… Так получилось и с Анастасией Шумкиной: уже тут, в Киржаче она познакомилась с другими мокшанскими семьями, с которыми дружит уже не один год. Они собираются на дни рождения друг друга и престольные праздники, надевают мокшанские наряды, готовят национальные блюда и, конечно, поют мокшанские песни… Когда дело происходит на улице, люди с интересом стоят и слушают их, просят повторить.

Несколько раз в год семья Акшаевых старается собраться у мамы в родительском доме. Мама, зная день приезда, обязательно готовит любимые мордовские блины «пачат» и вареники с картошкой «модамарень рецюнят». А еще все в семье очень любят традиционное праздничное блюдо под названием «медвежьи лапы» («офтонь лапат»). И, конечно, все разговаривают только на мокшанском языке. Ну, а вообще семья у Анастасии Шумкиной многонациональная: средний брат женат на беларуске, младший — на татарке, есть и украинская кровь, остальные нашли свою половинку в мокшанских семьях.

- Обычаи сегодня соблюдать никто не просит, но так уж заведено, что, отправляясь в лес, мокшане просят лесную царицу Вирь-аву дать им свою милость, положив под первое дерево подношение в виде кусочка хлеба с сахаром или чего-то сладкого, и чаще всего не ошибаются, принося оттуда большие корзины лесных даров, — делится Анастасия Афанасьевна. — А летом мамы частенько оставляют на берегу реки дары Ведь-аве — царице воды, или по другому — русалке, чтобы она не утянула к себе купающихся детей, а дала им здоровье… Ну, и конечно, как не вспомнить Куд-аву — хранительницу очага: ей всегда оставляют что-то вкусное на столе, если в доме нет печки.

В мокшанских семьях девочкам передают по наследству национальные костюмы — женские рубашки «панар», сшитые вручную из холста, внизу обязательная национальная вышивка узора крестиком. Многим рубашкам больше ста лет. Все украшения к костюму выполнены вручную, на многих из них присутствуют пуговицы и монеты еще царских времен. Яркие, звенящие монистами и колокольчиками пояса — материалы далекой эпохи — создают неповторимый колорит и приближают ее к нам. В киржачской диаспоре мокшан почти у каждого есть свой костюм, переданный с любовью от старшего поколения младшему.

В прошлом году киржачских мокшан (как не совсем верно выразились репортеры – «мордовскую диаспору») снимало Киржачское телевидение в рамках спецпроекта о малых народах России, проживающих во Владимирской области. Снимали в Илькинском деревенском клубе, где была организована выставка старинной мокшанской одежды, предметов обихода, а также приготовлены традиционные праздничные блюда. Чтобы показать, что люди этой народности живут по всей территории нашей необьятной Родины, наши мокшане пригласили своих родственников приехать из Москвы. Одна из них, родственница А. А. Шумкиной Анна Федоровна Ратникова, прекрасно поет старинные мокшанские песни в фольклорном ансамбле г. Москвы «Баяраваня». Благодаря выступлениям, съемкам на телевидении, а также работникам печатных изданий россияне узнают о мокшанах, их культуре, обычаях и традициях. И это прекрасно — ведь благодаря взаимопроникновению наши культуры — русская и мокшанская — развиваются, обогащаются и становятся всё интереснее и роднее.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

501