Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

11.12.2019 16:31 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 93 от 10.12.2019 г.

Борьба с домашним насилием - дело всего общества

Автор: Пресс-служба Законодательного Собрания Владимирской области

В Законодательном Собрании Владимирской области

В Законодательном Собрании состоялся «круглый стол», посвященной вопросам профилактики домашнего насилия и защиты его жертв. В дискуссии приняли участие депутаты, Уполномоченный по правам человека, социологи, общественные деятели, представители Следственного комитета, РПЦ.

Приемный сын выгнал из квартиры престарелого человека, стоило тому сделать дарственную на квартиру. Старик несколько дней жил на лестничной клетке, не зная, куда пойти, пока соседи не посоветовали обратиться к Уполномоченному по правам человека.

Отец пытался задушить штанами пятилетнюю дочку. Мать вмешалась не сразу, а потом на суде пошла на «примирение сторон».

Матери и дети сбегают от семейных тиранов среди ночи «в пижамах и тапочках», оставив дома документы, а в кризисных центрах их совместное проживание невозможно.

На мужчину в детстве постоянно кричала его мама, потом эту «традицию» продолжила жена.

Игнорирование детей — тоже форма насилия.

Эти примеры были приведены на «круглом столе», организованном Законодательным Собранием в рамках декады прав человека по инициативе регионального омбудсмена Людмилы Романовой.

Каждый сам себе — «глухие двери»?

Темой обсуждения депутатов, общественников и должностных лиц стала одна из самых острых социальных проблем — домашнее насилие. Уполномоченный по правам человека во Владимирской области считает семейно-бытовое насилие одной из самых назревших и резонансных тем. Аппарат Уполномоченного провел творческий конкурс среди детей ко Дню прав человека, и 80% работ оказались посвящены этой теме. «Для меня это сигнал», — сказала Людмила Романова.

Обычно в данном контексте имеют в виду жен, притесняемых мужьями. Но большинство экспертов отметили, что проблема вряд ли носит чисто гендерный характер. Ведь от домашней тирании не застрахованы ни мужчины, ни дети, ни старшее поколение. Просто о таких случаях не принято говорить. Скрывают сами жертвы, предпочитают не замечать коллеги и соседи. Выявить и осознать истинный масштаб беды крайне сложно — слишком высока латентность в этой сфере. Да и вообще — даже заподозрить порой бывает трудно, ведь многие семьи «тиранов» внешне формально благополучны.

Омбудсмен Романова отмечает: довольно часто пожилые матери и отцы стыдятся говорить о своей беде, жалеют непутевых детей, годами терпят унижения, а то и рукоприкладство, а в итоге остаются на улице и без средств к существованию. «Такие истории я вижу перед своими глазами каждый месяц. Разбираемся, помогаем, разъясняем. Но до Уполномоченного по правам человека способен дойти далеко не каждый. Особенно если иметь в виду отдаленные населенные пункты области», — сказала омбудсмен.

Она призвала участников обсудить специфику проблемы с разных сторон, с акцентом на права пострадавших. А также — высказать мнение: выстроена ли в регионе система защиты этих прав, а если — нет, то что конкретно нужно сделать.

Сквозь призму закона

На «круглом столе» проанализировали и законодательство. По поводу резонансного проекта федерального закона о домашнем насилии прозвучали неоднозначные мнения. Напомним, в конце ноября Совет Федерации опубликовал проект закона о домашнем насилии. Его разработали сенаторы, депутаты, правозащитники и члены президентского Совета по правам человека. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что до внесения с законопроектом могут ознакомиться все заинтересованные стороны, общественные организации, представители Русской православной. К 6 декабря поступило более 5 тыс. комментариев, сообщила зампредседателя верхней палаты Галина Карелова. По ее словам, замечания будут приниматься и обсуждаться до 15 декабря (см. http://council.gov.ru/services/discussions/themes/110611/).

Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области Геннадий Прохорычев назвал документ «сырым», а некоторые эксперты — даже «антисемейным». Кандидат социологических наук, доцент Владимирского филиала РАНХиГС Галина Евстифеева считает, что закон нужен, но это уже все-таки борьба с последствиями. При этом даже представители правоохранительных органов уверены: нужны не столько «карательные» меры за последствия семейной тирании, сколько профилактика, в том числе — в духовно-нравственной сфере.

Консультант аппарата Уполномоченного по правам человека РФ Игорь Карпов уверен: в любом случае обсуждать проект закона можно и нужно. Он передал слова Матвиенко о том, что любые конструктивные замечания и предложения будут учтены.

Заместитель председателя Совета народных депутатов г.Владимира Лариса Пышонина сделала акцент на фактах бытового насилия вследствие психических заболеваний членов семьи. «Демократизация» законодательства в части добровольности лечения душевнобольных людей привела к тому, что процветает безнаказанность — ведь с такими драчунами и буянами ничего нельзя сделать.

Вице-спикер ЗС Роман Кавинов добавил: для противодействия домашнему насилию нужна и законодательная база, и просветительская работа, и слаженная совместная деятельность власти и общества. А этого действительно пока явно не хватает.

Готовить бдительных

В целях более раннего выявления неблагополучных ситуаций было предложено организовать систему подготовки людей, которые в силу своей профессии могут увидеть те или иные признаки семейного насилия. Это социальные работники, медики, педагоги и даже работники сферы услуг. «Предотвратить беду может простой продавец или парикмахер, заметивший у клиента ссадины или синяки. Конечно, вменить им в обязанность такую профилактическую работу нельзя. Но специальные тренинги и семинары смогли бы настроить на внимательное отношение к окружающим и научить методам «скорой помощи» — задать правильные вопросы, подсказать, куда можно обратиться за помощью, проинформировать соответствующие службы, да просто ненавязчиво предложить визитку с «нужными» номерами телефонов», — пояснил суть предложения Роман Кавинов.

На «круглом столе» говорили и о недостаточно развитой сети кризисных центров для пострадавших. Они должны быть в каждом муниципальном районе. В эту работу следует как можно активнее вовлекать общественные организации, оказывая им всяческую государственную поддержку. Очевидно, что только бюджетными учреждениями потребность не закрыть. Замдиректора областного департамента социальной защиты населения Наталья Голубева рассказала о том, насколько востребовано «кризисное отделение» для женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Ежегодно туда обращаются сотни женщин, причем, бывает, что приходят и повторно. Но такой социальный приют существует только во Владимире.

Впрочем, как выяснилось, есть аналогичная организация и в Киржачском районе, правда — негосударственная. И там даже возможно совместное проживание матерей и детей. Но об этом мало кто знает. Традиционная проблема наших дней — несмотря на развитие информационных технологий, люди остаются недоинформированными о своих правахи возможностях.

Ковровский депутат ЗС Инна Гаврилова считает необходимым создание специального мобильного приложения с адресами убежищ для жертв. Есть данные, что с разработкой такого приложения общественникам уже помогает ОНФ.

Они уже помогают

Участники дискуссии указали на необходимость предоставления бесплатной юридической помощи жертвам семейного насилия. Старший помощник руководителя Следственного управления СК по Владимирской области Ирина Минина призвала воспитывать правовое самосознание граждан. При этом, по ее мнению, должностных лиц тоже надо учить.

Председатель Владимирского отделения Российского детского фонда Елена Афанасьева проинформировала о том, что в ее организации уже пятый год на средства Президентского гранта реализуется программа «Семейный юрист». В 2020 году школы правовых знаний для семей, находящихся в социально опасном положении, будут работать в 9 районах области. ВО РДФ готово издать буклет с контактными сведениями обо всех «телефонах доверия», социальных и кризисных центрах, которые работают в регионе.

В ходе диалога поступило предложение дополнить список социально ориентированных некоммерческих социально организаций теми НКО, которые специализируются на помощи жертвам домашних тиранов, — чтобы они тоже пользоваться мерами господдержки.

Детский омбудсмен Геннадий Прохорычев уверен, что без участия некоммерческих организаций ни профилактика семейного насилия, ни помощь его жертвам на нужном уровне не получатся. При этом есть проблемы: государство недооценивает роль НКО, а люди боятся, что общественники начнут «вламываться в семьи» под видом борьбы с домашним насилием. Правда, такую возможность в нашем регионе Уполномоченный исключает.

По информации представителя благотворительного фонда "Близкие люди" Елены Гараниной, ежегодно регистрируется до 400 новых общественных организаций, и многие нацелены именно на помощь семьям и детям. Нужно помочь людям в том, чтобы вовремя сориентироваться — в какую конкретно службу или организацию можно обратиться. В этом общественникам помог «Ростелеком», выделив короткий номер 128. А с мобильного можно позвонить на 8-800-100-81-28. 9 декабря общественники открыли операторский центр с архивацией входящих звонков. Теперь очередь — за органами госвласти и местного самоуправления: общественникам нужна поддержка в СМИ, в том числе посредством социальной рекламы.

Знают ли про медиацию в глубинке?

Если все-таки лучший выход — это реальное примирение сторон, то кто поможет его достичь? В последнее время все активнее набирает популярность служба медиации. Во Владимирском ЗАГСе уже год работает «гостиная примирения». За это время здесь побывало около 70 семей, и в большинстве случаев конфликтные ситуации разрешились. При этом общественники уточняют: семейные конфликты — это все-таки споры сторон «на равных», а насилие — это действия с позиции превосходства. Да и знают ли в сельской местности вообще, что такое медиация? Там одной из причин распространения семейного насилия назвали патриархальную структуру семьи.

Не удивительно, что в ходе дискуссии возник и спор науки и с духовенством. Кстати, священники фактически тоже часто являются «медиаторами» — примирителями. Протоиерей Дионисий Кормчихин, настоятель Свято-Покровского храма села Лыково и член регионального Совета отцов уточнил: он понимает патриархальность в духе библейской заповеди о почитании отца и матери. Главный корень нравственных бед в обществе протоиерей видит именно в насилии к родителям. Обиженные детьми старики и старушки чаще приходят со своими проблемами в храм, а не только к омбудсмену или юристу-медиатору. Без старости нет мудрости, но у общества — запрос на отказ от старого. В СМИ, а особенно в соцсетях, зачастую культивируется непочтение к родителям. Мужчины стали очень инфантильными, а женщины — напротив — эмансипированными и авторитарными.

Священнослужитель уверен: только воспитание традиционных нравственных начал и возвращение к естественным устоям в семье может быть эффективным. А думать и действовать иначе — все равно что «тушить пожар керосином».

Практики рекомендуют

Свое видение проблемы и мер по ее профилактике представили начальник подразделения по делам несовершеннолетних УМВД по Владимирской области Елена Абрамова, представитель "Городского родительского комитета" Анна Гудзенко, руководитель Владимирского МБУ "Молодежный центр" Артем Алексеев. Он, кстати, напомнил телефон городской службы психологической помощи 8-800-200-01-22 и детский телефон доверия 33-33-33 (там работают специалисты с 25-летним стажем работы).

Участники «круглого стола» предложили разработать целую программу по работе с пострадавшими в семейно-бытовых конфликтах. В числе ее задач — предоставлять жертвам насилия бесплатно психологическую, юридическую и медиативную помощь на территории всей области

До конца года любой желающий может предложить свои проекты по профилактике домашнего насилия. Письма можно отправлять на почту Законодательного Собрания lobacheva@zsvo.ru.

Инна Гаврилова, заместитель председателя комитета по социальной политике и здравоохранению Законодательного Собрания Владимирской области:

- Эта тема действительно имеет очень закрытый характер, поэтому малоизученна. При этом она стала настолько значимой, что уже влияет на демографию. Главное «белое пятно» — отдаленность последствий семейного насилия.

Сложность влияния на ситуацию в том, что существует родственная связь между обидчиком и пострадавшим, а если допускается сокрытие, то это наносит еще большую психологическую травму жертве насилия.

Работая с детьми, хочу подчеркнуть — пренебрежение ребенком, невыполнение родительских обязанностей и невнимание к нему есть еще один вид насилия. А дети потом переносят впитанную ими культуру внутрисемейных отношений уже на создаваемые ими семьи. Таким образом семейное насилие разрастается.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

18