Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

19.06.2019 17:18 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 14.06.2019 г.

«Надо уметь любить жизнь»

Автор: И. Авдеева

Т. Г. Шевцова

В начале лета всех накрыла прямо-таки июльская жара. Казалось, что раскаленный воздух, который боялся вспугнуть даже самый легкий ветерок, можно было резать ножом. Выходя в п. Першино из забитого пассажирами под завязку рейсового автобуса, с надеждой взглянула на небо, которое явило взору синь, не замутненную даже самым маленьким облачком. Эх, дождя, дождя ждала природа!..

Открыв дверь в Першинскую амбулаторию, почувствовала приятную прохладу, которой так не хватало снаружи. В коридоре стояла тишина, но, несмотря на то, что время приема у врача общей практики (семейного врача) Татьяны Григорьевны Шевцовой официально закончилось еще час назад, в кабинете у нее оставался припозднившийся пациент.

Глядя на эту ухоженную женщину элегантного возраста с молодым блеском в глазах, как-то не верилось, что ее паспортные данные соответствуют действительности, а ведь в этом году исполняется 48 лет трудовой деятельности Т. Г. Шевцовой на медицинском поприще.

ПРИТЯГАТЕЛЬНЫЙ САКВОЯЖ

Героиня моего рассказа родилась в Узбекистане, в обычной семье. Отец трудился водителем, мать была домохозяйкой. Окончив школу с золотой медалью, девушка решила стать медицинским работником. И в принятии этого решения немаловажную роль сыграл… саквояж.

Родители Татьяны Григорьевны дружили с пожилым врачом, который повсюду ходил с саквояжем. Его дочь была года на 3-4 старше Тани. Подружки часто играли вместе и не раз тайком заглядывали в этот черный саквояж, в котором лежало столько интересных таинственных вещей. В глазах девочки они обладали некой магической силой, от них просто невозможно было отвести взгляд. Как хотелось взять их в руки, «примерить» на себя! Глядя на медицинские инструменты, Таня представляла себя врачом, у которого в руках такой же саквояж с самым необходимым для осмотра пациента и оказания медицинской помощи.

С годами желание стать врачом только крепло, и после школы девушка поступила в Ташкентский государственный медицинский институт, на факультет «Лечебное дело». Учеба шла успешно, и Татьяне очень хотелось стать дерматовенерологом, но семейные обстоятельства внесли свои коррективы в ее планы.

Выйдя замуж, она отправилась за супругом в один из районов Узбекистана, где дерматовенерологи были не нужны, но ощущалась большая потребность во фтизиатрах, так как проблема с туберкулезом в то время в нашей бывшей республике стояла очень остро. Татьяну послали в интернатуру, после завершения которой она стала врачом-фтизиатром.

Проработав три года и осознав, что семейной жизни не получилось, молодая женщина с двумя детьми-погодками решила круто изменить свою жизнь, уехав в другое место.

НА КИРЖАЧСКОЙ ЗЕМЛЕ С ЧИСТОГО ЛИСТА

А определиться с будущим местом работы Татьяне Григорьевне помогла «Медицинская газета», в которой публиковали объявления о том, в каких районах требуются те или иные медицинские работники. В августе 1975 года молодая женщина объехала почти половину Подмосковья и близлежащих районов, оставила копии своих документов, и первый вызов пришел из Киржача.

Молодому специалисту сразу предложили должность главного врача в Першинской больнице, предоставив места в детском саду для детей, что было немаловажно.

Так на плечи Т. Г. Шевцовой в одночасье свалился целый груз забот. В больнице в то время был стационар на 25 коек и осуществлялся амбулаторный прием. Татьяна Григорьевна проводила прием и взрослых, и детей, выступала и в роли гинеколога, даже приняв несколько родов на дому. Тогда сельские врачи всегда были врачами общей практики.

Вспоминая то время с высоты своих лет и накопленного опыта, она потом не раз думала о том, как же решилась сразу на такую работу. Но молодость помогала бороться со страхом, хотя приходилось не раз сталкиваться с такими ситуациями, когда требовалось оперативно принимать решения, не надеясь на помощь со стороны.

Когда Татьяна Григорьевна только приехала в Першино, там наблюдалась вспышка кишечной инфекции, и на базе больницы было развернуто инфекционное отделение, так что времени на адаптацию не было совсем.

На участке у Т. Г. Шевцовой было много детей самых разных возрастов: и новорожденных, и дошколят, и подростков. Здесь располагались две школы, три больших детских сада.

Немало времени уходило и на административную работу, а дома ждали маленькие дочь и сын.

Работу сельского врача нельзя ограничить временными рамками. Он должен в любое время суток прийти на помощь больному. Как-то раз к Татьяне Григорьевне прибежали взволнованные жители, сказав, что в бараке плохо беременной женщине, она катается по полу от боли. Взяв медицинскую сумку, она устремилась к бараку. Прибежала и застала картину: на полу на матрасе лежит женщина, у которой уже начались роды. Когда подоспела акушерка, в руках врача уже был новорожденный. Не забыть Т. Г. Шевцовой и другого случая, когда буквально спасали от смерти кроху, которой было несколько месяцев от роду, находившуюся в крайне тяжелом состоянии. Тогда моста не было, за переездом ждала машина скорой помощи, и, сделав в больнице все, что было возможно в имеющихся условиях, и не теряя времени, так как счет шел на часы, ребенка везли на самосвале, чтобы передать из рук в руки другим медикам.

В 1980 году Татьяну Григорьевну перевели заведующей оргметодкабинетом ЦРБ, заместителем главного врача по работе с сельским населением. В этой должности она проработала 3 года, которые порой были нескончаемыми командировками.

За несколько лет до этого она потеряла мать, перевезла к себе отца, а тут новая беда – у отца, который после перенесенного инсульта перебрался к дочери, обнаружили онкологию. Дети были еще маленькие, помочь было некому, и женщине приходилось ох как нелегко, поэтому она приняла решение перейти в только что открывшееся наркологическое отделение.

Через 4 года Т. Г. Шевцовой предложили должность главного врача ЦРБ. Эта работа требовала много усилий, ведь приходилось отвечать за бесперебойную работу большого коллектива, ежедневно решать множество проблем. И организм врача дал сбой. После микроинсульта Татьяна Григорьевна, прекрасно осознававшая, что за ней стоят дети, приняла решение уйти с этой должности и вернуться в наркологию, на амбулаторный прием.

А потом наступили 90-е годы. Возникло множество проблем, в том числе и с транспортным сообщением. Все труднее стало добираться в ЦРБ на работу из Першино, где у нее была квартира, и когда в Першинской амбулатории освободилось место, Т. Г. Шевцова приняла решение в 1991 году вернуться на прежнее место работы, где работает и по сей день.

Где бы ни трудилась, Татьяна Григорьевна постоянно училась: и на курсах повышения квалификации, и самостоятельно, повышая свой профессиональный уровень. Она не считала зазорным, если надо, попросить совета у своих коллег. Ведь это шло на благо при лечении больных.

СЕМЕЙНЫЙ ВРАЧ

И вот прошло 47 лет – целая жизнь, отданная медицине. Татьяна Григорьевна – врач общей практики, и на прием к ней приходят люди с самыми разными заболеваниями. Пожалуй, по пальцам можно пересчитать жителей Першино, которых бы не знала Т. Г. Шевцова, но это, скорее, относится к недавно приехавшим, а вот коренных жителей она знает прекрасно. Врач посещает больных на дому, проводит прием, ведет профилактическую работу.

- Иногда идешь по улице, — улыбается Татьяна Григорьевна, — а навстречу идет в нетрезвом состоянии мой пациент. Значит, завтра придет на прием и будет рассказывать сказки. Или знаешь, что в такой-то семье вчера крупно поругались, значит, на следующий день жена придет с гипертоническим кризом.

Но бывает так обидно, когда люди совсем не обращают внимания на свое здоровье, а потом уже будет очень поздно. Есть ведь диспансеризация, но возникает такое впечатление, что она нужна только врачам. И приходят на прием люди с онкологией, а болезнь уже перешла в другую стадию. Я понимаю, что у всех множество проблем. Кто-то спешит достроить дом, кто-то работает не покладая рук, чтобы выучить детей, и на свое здоровье не обращает внимания, а этого делать нельзя.

«Сельский врач» – как много смысла заключено в этих двух словах. Это люди, которые должны быть универсалами в своем деле, и здесь необходимы обширные знания различной направленности. Было время, когда медикам, работавшим в сельской местности, не оказывалось ни должной помощи, ни внимания. Но ситуация изменяется к лучшему, и это отрадно. Все чаще на самом высоком уровне звучат слова о необходимости открытия на селе новых фельдшерско-акушерских пунктов, о материальной поддержке врачей, среднего медицинского персонала, изъявивших желание работать в сельской местности.

В апреле этого года пришла приятная весть – при поддержке губернатора, по инициативе департамента здравоохранения для 15 лучших сельских врачей Владимирской области была организована прекрасная бесплатная поездка в Крым, ставшая для ее участников полной неожиданностью, так как такое случилось впервые. В составе группы была и Т. Г. Шевцова. Сельские врачи проживали в Алуште, в современном пансионате, где были созданы прекрасные условия для отдыха. Все остались очень довольны таким великолепным подарком и высокой оценкой их труда.

- Я считаю, что была допущена большая глупость, когда стали закрывать ФАПы в сельской местности, — говорит Т. Г. Шевцова. – Нельзя оставлять людей без медицинской помощи. Особенно серьезное положение по отдаленным районам. Ведь фельдшер практически выполнял врачебную работу. Раньше были сельские участковые больницы, куда можно было положить пожилых людей, подлечить их. Да, в какой-то степени они выполняли роль хосписов. А потом все разорили. Сократилось количество стационарных коек в больницах, а ведь нередко пациента нужно положить в больницу по чисто социальным показателям. Больному плохо, а он живет один, за ним нет соответствующего ухода. Я понимаю врачей, у которых койки заняты больными с серьезными заболеваниями, а вот какой-то бабушке надо полежать, подлечиться – и это продлит ей жизнь. И ведь это также важно. До 1985 года у нас был в больнице стационар. Теперь осталась только амбулатория.

В последнее время то тут, то там открываются хосписы, необходимость в которых велика. Ведь что такое – онкобольной умирает дома. Это очень тяжело и ему, и тем, кто смотрит на его мучения. Но когда больной находится в хосписе – это переносится легче. А сейчас, чтобы организовать на дому уход за тяжелобольным, необходимо всем членам семьи менять образ жизни. А если дети работают и содержат семью? Надо или уходить с работы, или нанимать сиделку…

«НУЖНО УМЕТЬ СОСТРАДАТЬ»

- Татьяна Григорьевна, Вы почти полвека в медицине. Какие, по Вашему мнению, качества должны быть у врача?

- Если медик не может сострадать – ему не место в медицине. Как бы мы ни были заняты, раздражены своими проблемами, мы должны уметь перестроиться, оставить все за порогом и приходить на работу с главной целью – лечить людей.

Я вовсе не говорю о том, что нужно «растворяться» в своих больных, потому что люди бывают разные. После посещения некоторых порой нужно время, чтобы прийти в себя. Но уметь сострадать – очень важно, а этого сострадания так не хватает в нашей сегодняшней жизни.

Если бы я сейчас стояла перед выбором профессии, то еще бы подумала, идти ли в медицину, потому что это очень тяжелый труд. Бывают такие дни, когда приходишь домой как выжатый лимон.

Нет медиков, безразличных к смерти. Каждая смерть больного оставляет маленький рубчик на сердце. Хочешь — не хочешь, но все время возвращаешься к мыслям о том, что, может быть, ты что-то не сделал, может быть, надо было сделать иначе. Пережить смерть пациента очень тяжело.

ОЩУЩАЯ ЖИЗНЬ ВО ВСЕМ ЕЕ МНОГООБРАЗИИ

Татьяна Григорьевна – богатая бабушка. У нее 6 внуков и 1 правнучка. Сын стал ветеринарным врачом, а дочь и внучка — медсестрами, так что связь с медициной в ее семье только укрепляется.

Несмотря на большую загруженность на работе, Т. Г. Шевцова находит время на общение с родными и близкими. Долгие годы она пела в хоре Першинского СДК (к сожалению, в настоящее время он распался). Она является активным членом местного отделения Союза пенсионеров, депутатом Першинского Совета народных депутатов. На досуге любит повязать. Всю жизнь, а жизнь Татьяны Григорьевны легкой не назовешь, она старается не унывать, да и среди ее друзей все оптимисты, а тех людей, которые несут в себе заряд отрицательной энергии, она старается обходить стороной.

- По молодости я была максималисткой, — говорит Татьяна Григорьевна, — а теперь часто говорю: «Бог всем судья», хотя я вовсе не религиозна.

Самое главное – надо уметь любить жизнь. Проснулся утром – солнышко светит, и уже хорошо. А неприятности – они уйдут.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

26