Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

03.04.2020 12:48 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 03.04.2020 г.

Устремленная в небо

Автор: В. Юрьев.

Марина Раскова и Полина Осипенко. 1938 г.

К 75-летию Великой Победы

Буквально несколько дней назад, тихо и незаметно на фоне мировой коронавирусной паники, прошел день рождения кумира миллионов советских граждан, одной из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза, именем которой названа улица в Киржаче. 28 марта 1912 года родилась Марина Раскова. Увы, но немногие сегодня знают историю ее жизни…

МОГЛА БЫ СТАТЬ ПЕВИЦЕЙ

В детстве Марине прочили совершенно иную судьбу, видя в ней потенциальную оперную певицу. Отец, Михаил Дмитриевич Малинин, был артистом оперы, антрепренером, вокальным педагогом (мама Марины, кстати, работала учительницей). Марина была поздним ребенком, и отец в дочке души не чаял. Именно Михаил Дмитриевич заметил в дочери талант певицы и стремился его развивать.

Однако в 1919 году произошла трагедия — 66-летний Малинин был сбит мотоциклистом. Травмы оказались смертельными.

В семье стало катастрофически не хватать денег, и о карьере певицы пришлось забыть. Когда Марине исполнилось 17 лет, она устроилась работать лаборанткой на Бутырском химическом заводе. Марина рано вышла замуж. Супругом стал сослуживец, инженер Сергей Расков. Вскоре в семье родилась дочь Таня.

НА ПУТИ К МЕЧТЕ

Некоторое время Марина все же занималась музыкой, она даже училась в консерватории, но это так и не стало ее судьбой. В 1932 году Раскова стала лаборанткой аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

1930-е годы в СССР были временем авиационной романтики. Подвиги Чкалова, Ляпидевского и других спасателей челюскинцев кружили молодежи голову. Марина Раскова тоже «заболела» небом и решила стать штурманом. Подобных случаев в стране не было, но преподаватели академии, оценив настойчивость девушки, взялись ей помогать в освоении необходимых предметов.

В 1934 году Марина, на «отлично» сдав экзамены, получила специальность авиационного штурмана. Почти сразу ей поручили провести масштабную аэрофотосъемку, необходимую для устройства пассажирской гидроавиалинии Одесса — Батуми. С заданием штурман Раскова справилась блестяще.

В 22 года она стала инструктором по штурманскому делу в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

«ВСЁ ВЫШЕ, И ВЫШЕ, И ВЫШЕ…»

На достигнутом Марина не остановилась Она получила у руководства разрешение на прохождение обучения в школе лётчиков при Центральном аэроклубе. В 1935 году она окончила ее и за штурвалом самолета приняла участие в авиационном параде в честь Первомая.

Во второй половине 1930-х Марина Раскова участвует в дальних перелетах. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

Но главным в ее жизни становится перелет по маршруту Москва — Дальний Восток, совершенный в составе женского экипажа.

Летом 1938 года разрешение на подобный перелет получила одна из лучших советских летчиц Валентина Гризодубова. Вторым пилотом стала ее извечная соперница и конкурентка в борьбе за авиационные рекорды Полина Осипенко. Кандидатура штурмана напрашивалась сама собой — женщины в этой профессии опытнее, чем Марина Раскова, просто не было.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ РЕКОРД

Самолёт АНТ-37 «Родина» с женским экипажем взлетел с подмосковного аэродрома в Щёлково 24 сентября 1938 года. Сказать, что полёт складывался трудно, это значит не сказать ничего. Почти сразу «Родина» оказалась в густом слое облаков, и вести самолёт штурману Расковой приходилось исключительно по приборам.

Затем началось обледенение. Чтобы сбить лёд с лопастей пропеллера, лётчицы до предела увеличили обороты винта. Самолёт летел в условиях почти не прекращающейся болтанки.

После того как «Родина» прошла Урал, радиосвязь стала обрывочной, а затем пропала вовсе.

В этих условиях лётчицы миновали и Хабаровск, и Комсомольск-на-Амуре. Когда из облачности всё-таки удалось вырваться, оказалось, что самолёт летит уже над Охотским морем.

Гризодубова развернула «Родину» к берегу, однако шансов на благополучный исход становилось всё меньше — у самолёта заканчивалось горючее. Когда топлива осталось на полчаса, командир приняла решение совершить вынужденную посадку в тайге.

Проблема, однако, была в том, что такая посадка грозила верной гибелью штурману, стеклянная кабина которого находилась впереди внизу. Поэтому Расковой была отдана команда прыгать с парашютом.

Марина приземлилась в глухой тайге, где за несколько суток пути не было ни одного человека. С револьвером, ножом и двумя плитками шоколада штурману Расковой предстояло спасать себя самой. Распугивая диких зверей, превозмогая ночной холод, Марина шла 10 дней, пока не встретила людей.

Москва встречала женский экипаж с восторгом. За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Расковой Марине Михайловне было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106.

После этого перелета, проходя лечение в больнице, Марина написала книгу «Записки штурмана». Ее боготворили, для девчонок она стала живым примером. А «примеру» было всего-то 26 лет.

НЕБО ВОЙНЫ

Марина Раскова с 1938 года являлась офицером Красной Армии, одновременно находясь и в штате НКВД — она работала в Особом отделе, занимавшемся авиацией.

Когда началась Великая Отечественная война, Раскова выступила с идеей создания подразделений, составленных из женщин-летчиц. К этому предложению поначалу отнеслись скептически, но майор Раскова пустила в ход весь свой авторитет и влияние. Ей удалось добиться положительного отзыва на предложение от самого Сталина, после чего работа по формированию женских авиачастей была начата.

В конце октября 1941 года в городе Энгельс была сформирована авиагруппа из трех полков: 586-го истребительного (самолеты «Як-1»), 587-го бомбардировочного (самолеты «Пе-2») и 588-го ночного бомбардировочного (самолеты «По-2»). 588-й полк впоследствии получил знаменитое прозвище «Ночные ведьмы».

Сама Марина Раскова стала командиром 587-го авиаполка, во главе которого выполняла задания по нанесению бомбовых ударов по гитлеровцам.

Судьба сложилась так, что смерть настигла эту смелую женщину не на фронте. 28 декабря группа летчиц – Раскова, Губина и Ломанова — попала в густую низкую облачность. Примерно в 17 часов 56 мин. Раскова дала сигнал на пробивание облаков и первая вошла в тучи. Благополучно совершить посадку на правом берегу Волги удалось только самолёту Губиной, экипаж которой днём 5 января вышел к д. Ищейкино. Накануне вечером в соседнюю деревню вышел в полном составе и экипаж Ломановой (две женщины и двое мужчин). Утром 7 января экипаж Губиной обнаружил недалеко от села Михайловка Саратовского района разбитый «Пе-2» Расковой. Вместе с Расковой погибли штурман Кирилл Ильич Хиль, стрелок-радист Николай Николаевич Ерофеев и инженер полка Владимир Иванович Круглев. Марине было всего 30 лет…

ХРАНЯ ПАМЯТЬ

Сначала Марину Раскову похоронили в Саратове. Затем ее останки были кремированы, перевезены в Москву и торжественно захоронены в Кремлевской стене.

В сентябре 1943 года 587-й бомбардировочный авиаполк, которым она командовала, приказом Народного комиссара обороны был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк. В 1944 году Марина Раскова посмертно была награждена орденом Отечественной войны I степени.

Увы, в наше время большинство прохожих на улицах Киржача смогут подробно рассказать вам о том, кто такая Ольга Бузова, но ничего не вспомнят о Марине Расковой. Все-таки правильнее, чтобы было наоборот…

В статье использованы материалы сайтов https://back-in-ussr.com и «Википедия».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

51