Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

17.01.2023 14:39 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 3 от 17.01.2023 г.

Разговор о судьбе России и русской культуре на подмостках городского ДК

Автор: Юрий Шурчков,
секретарь Союза писателей России.

О премьере моноспектакля «Аве» («Верую»), поставленного режиссёром Галиной Куделёвой по пьесе Александра Зиновьева.

Ни для кого не секрет, что Россия столетиями стояла на высокой культуре. Культура – один из столпов, каркас, скелет государства российского, к которому цепляется все остальное, скрепляет и объединяет народы. И так уж получилось, что на протяжении последних тридцати лет российская, читай – русская культура, была полонена людьми, чуждыми России и русскому. Как, впрочем, и образование, которое должно было прививать детям любовь к Родине и культуре с малых лет. Но что должно было бы быть – не сбылось. А что было, то разумом не понять. Имеем то, что имеем. Камни разбросаны своевременно – наступило время их собирать.

Культура – это не просто «послушать песни на досуге», а нечто большее, глубокое и важное, чем одна лишь внешняя сторона! Основная задача культуры и связанной с ней интеллигенции – быть с народом, быть ближе к народу, поднимать нацию на свершения, вдохновлять, вести, воодушевлять! И от того, куда нас поведут «поводыри от искусства», зависят в буквальном смысле – наше будущее и будущее нашей страны.

Культура способна объединять общество перед лицом современных вызовов. Она рассчитана на игру «вдолгую». Но чтобы с помощью культуры воздействовать на умы, социальную атмосферу общества и формировать всесторонне развитого человека, нужно сформулировать основные культурные ценности — привить хороший вкус. Люди должны ясно понимать, куда они идут, вокруг каких идей объединяются и какая у этого цель.

И тут мы подходим к важному выводу о том, что любая «большая» культура начинается с «малой», как большая река складывается из множества ручейков. Как спорт высоких достижений начинается с дворового спорта. И прирастает она в регионах. Именно там теплятся очаги, способствующие ни много ни мало – сохранению культуры и поддержанию культурного кода страны. Поэтому культуру, сберегаемую в провинции, можно считать не региональным явлением, а общероссийским, из которого та «большая река» и образуется. Региональная культура жива и есть, потому что существуют инициативные люди, которые ее поддерживают. Есть и зрители, которым она интересна, значит — дело за развитием.

Недавно мне довелось посетить Центр культуры и досуга города Киржач (мкр. Красный Октябрь) Владимирской области. Там состоялась премьера моноспектакля «Аве» («Верую»), поставленного режиссёром Галиной Куделёвой по пьесе Александра Зиновьева. Главную роль играл Николай Кудинов. Перед глазами будто пролетели события истории современной России, произошедшие десятилетия назад, осмысленные современником и предложенные для обдумывания зрителю. У людей старшего возраста что-то уже и позабылось, а для молодых людей что-то оказалось непонятным, ведь на уроках школьной истории не разбирают то трагическое время, когда с карты мира исчез СССР. Но интересно было всем.

Несмотря на отсутствие больших бюджетов и скромное техническое оснащение театральной площадки, впечатление от спектакля оказалось самое положительное. Потому что не в технике и площади зала дело, а в людях и посылах, которые они хотят донести до зрителя. Важна атмосфера и искренность! Да и зритель в глубинке неизбалованный, благодарный и умный. Он хочет честного разговора и не выносит фальши.

В том «оазисе культуры» районного значения, в котором я побывал, компактность зала не стала препятствием, а создала теплую, камерную среду. Живое исполнение песен под аккомпанемент единственной, но профессиональной гитары сблизило режиссера и актера со зрителем, создав доверительную атмосферу.

Прививают ли подобные спектакли хороший вкус зрителю? Безусловно! И чем больше будет «оазисов», тем больше будет охват и, соответственно, эффективность вовлечения населения в массовую, но высокую культуру. Ведь, в конце концов, «высота» культуры в региональных «очагах» оценивается не только заслугами и званиями конкретных деятелей искусств, сколько их желанием и способностью делать «продукт» на уровне своего вкуса и подтягивать к нему остальных.

Впрочем, несмотря на то, что революционных изменений в культуре, вызванных проведением СВО – не произошло, и все действующие лица «культурных вертикалей власти» остались на своих местах, медленный разворот к русской, патриотически ориентированной культуре в стране все же происходит. Появился шанс на национализацию отечественной культуры. Появляются новые стихи, новые песни, новые картины...

Отмена массового культа культуры в стране в последние 30 лет была не просто ошибкой, а заведомо враждебной акцией. Если вспомнить СССР, то и там культура начиналась в регионах. В любой школе была хорошая библиотека. В дома культуры приезжали выступать мастера искусств из столицы и крупных городов. Звездам эстрады, театра, кино, балета не было зазорным выступать перед рабочими и крестьянами. В глубинку ездили писатели, поэты, музыканты. Культурное поле засевали «правильными» семенами, из которых всходили хорошие всходы, дававшие стране новых писателей, актеров, музыкантов… А самое главное – хороших людей. И никто не страдал оттого, что не было слова «корпоратив». Не было слова «шоу-бизнес», потому что шоу, концерты, спектакли были не бизнесом, а искусством. И были великие книги, снимались великие фильмы…

Любая большая культура начинается с малой. И начинается эта «большая река» с маленьких региональных «ручейков» – в селах и районных центрах, где употреблять «чернуху» люди больше не желают!


От зрителей:

«Все очень уютно и камерно, справедливая ностальгия по ушедшему времени, прекрасная игра актёров, танцевальный ансамбль, музыкальное сопровождение и вокал на очень, очень высоком уровне, участие зрителя в самые душевные моменты (песня). Всё на одном дыхании!

Спасибо!

Член Киносоюза художник кино — Артём Зубов».

* * *

«За суетными заботами быстро, словно перелётные птицы, проносятся дни нашей жизни. А здесь у зрителя — удивительная возможность оторваться от мирской суеты, вспомнить былое, подумать о вечном. И восстановить ощущение радостной внутренней умиротворённости.

Сова Киржачская (псевдоним)».

* * *

«Отзвучали длительные аплодисменты, а режиссёр назвала имена действующих лиц — Николай Кудинов, Василий Торопин (гитара), детский хореографический коллектив «Ля Дансе» (руководитель Анастасия Ухачёва), звук — Виталий Сысо, свет, сцена — Алексей Дмитриев! Режиссёр Галина Лахтикова передала мне микрофон, я повернулся лицом к зрителям и какое-то время не мог говорить, настолько был очарован светлыми лицами зрителей!

Александр Зиновьев, драматург».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

116