Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

19.09.2023 17:22 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 69 от 19.09.2023 г.

За ширмой кукольного театра

Автор: А. Старун.

Недавно я узнала о том, что в Киржачском районном Доме культуры появился новый бесплатный кружок — театр кукол, руководителем которого является Наталья Силкина, художник и режиссёр с 20-летним опытом работы. Уже давно в городе не было ничего подобного; конечно же, мне стало интересно узнать подробности.

В кабинете, предназначенном для занятий, кругом куклы, куклы, куклы…

Куклы не простые — театральные. Перчаточные — для занятий с младшими школьниками, гапитно-тростевые для постановки более сложных произведений, планшетные, платочные, марионетки. Пока не хватает мебели для кабинета, но самое главное уже есть.

Это ширма, зеркало, колонки, так что можно начинать работать!

(В кабинете, предназначенном для занятий будущих кукольников, вроде бы и порядок, но Наталья Александровна сетует, что перевезены с предыдущего места далеко не все вещи. А ведь ещё нужно и место для репетиций, и чтобы одна стена оставалась свободной для просмотра диафильмов… В общем, впереди много работы). Ну, а пока – о предыстории появления кукольного театра в Киржаче.

– Наталья Александровна, расскажите о себе – интересно, какие обстоятельства привели вас к увлечению, которое стало делом жизни.

– Я родилась в городе Дзержинске Нижегородской области, окончила там художественную школу. Кстати, скажу сразу, что очень хотела рисовать ещё с детства, но совершенно этого не умела; смотрела, как рисуют другие, и казалось, что это просто шедевры. Мама заметила моё желание и отвела учиться в «художку». Особых данных у меня не было, по рисованию – тройки; взяли не в первый класс, а в подготовительный. Но я очень старалась, много времени уделяла работе над навыками, и в итоге окончила школу с красным дипломом. То есть – понимаете? – рисовать можно научить любого, было бы желание! Человека при желании научить вообще чему угодно можно.

После восьмого класса я поступила в Нижегородское художественное училище, получила профессию художника-педагога, преподавала рисование в школе. Не бросила и писать картины – до сих пор есть этюдники, что-то пишу. Больше всего мне нравились и лучше удавались пейзажи, я в первую очередь художник-натуралист, придумывать что-то, как Врубель, сложнее.

Ну, что дальше… Вышла замуж, переехала из Дзержинска в Нижний, появился первенец. Муж поступил в МГУ – это было начало нулевых, в самой Москве к жилью было не подступиться. И нам предложили через знакомых снять в квартиру в Верее – тихом живописном городке в Подмосковье. Там я продолжила работать по специальности, пока не появился на свет второй ребёнок. Для своих детей, когда подросли, я и сделала из папье-маше свои перчаточные куклы. Кстати, при создании кукол мне очень помогает образование. Нас же учили не только рисовать, но и, например, скульптуре, лепке из глины.

– А когда появилось это увлечение – изготовление кукол? В детстве?

– Нет, я бы так не сказала. Хотя, возможно, повлияло, что мама, которая работала в моём детском садике воспитателем, была очень творческим человеком, постоянно что-то делала своими руками. После занятий, в ожидании родителей, дети из её группы (я была в параллельной) всегда мастерили какие-то поделки, и было видно, насколько им интересно. Я даже им завидовала немного. Возможно, эти впечатления отложились в подсознании – и потом сыграли свою роль.

– А как решили заниматься куклами профессионально?

– Когда дети пошли учиться, в их школе появилась вакантная должность – педагог дополнительного образования. Взяли меня сразу, потому что театр кукол – это редкость. Так и началась моя театрально-образовательная деятельность.

Мы с ребятами сразу намастерили огромное количество игрушек, начали ставить какие-то сказки. Сначала работали в кабинете, и поэтому хватало маленьких кукол. Но потом решили поставить спектакль в зрительном зале – и я поняла: всё, крах. Наши маленькие куклы не будут смотреться в таком большом помещении, они в нём потеряются.

Я тогда нашла в Интернете книжку Андрея Федотова «Техника театра кукол», а там информацию, как сделать тростевую куклу. Первую куклу мастерили с мужем вместе. Он помогал делать каркас из проволоки. Но потом и сама научилась использовать плоскогубцы — хорошо, что у меня сильные руки! И сейчас давно уже делаю всё сама, даже усовершенствовала систему. Детей к изготовлению не привлекаю, это слишком кропотливый труд. В спектаклях с тростевыми куклами они участвуют только как актёры.

– Долго проработали в верейской школе?

– Лет десять, наверное. За это время параллельно занятиям куклами успела побывать и учителем, и организатором, на котором было всё – подготовка различных школьных мероприятий и проектов, поездки с школьным кукольным театром на конкурсы… В итоге поняла, что просто устала – стали требовать всё больше отчётов, а мне как человеку творческому это очень тяжело.

К тому моменту в семье было уже четверо детей, мы купили просторную квартиру в Озерецком посёлке – это тоже Подмосковье. И я решила попробовать устроиться в местный Дом культуры. Меня взяли на работу руководителем кукольного кружка, по совместительству художником-оформителем и преподавателем рисования. В Озерецком ДК я проработала семь лет.

– Как вы оказались в наших краях?

– Десять лет назад мы купили дачу в Никифорово, с прицелом, что со временем переедем туда жить, потому что нам очень всё понравилось, потихоньку её отремонтировали, перестроили. Приезжали на выходные. И вот в этом году подруга подарила мне петуха – ну, а чтобы ему нескучно было, мы завели кур. А я очень люблю животных, и так стало их жалко оставлять на целую неделю, что я решила – надо переезжать. Тем более что дети уже выросли, разъехались, муж работает в Москве, квартира всё равно пустует.

Пришла в голову мысль взять своих кукол, зайти в Киржачский ДК, поинтересоваться насчёт вакансии. Поговорили с Еленой Леонидовной Бандуриной, директором ДК, и она предложила мне должность заведующего отделом по культурно-массовой работе в выездной форме. И поскольку всё равно были планы перебираться сюда в следующем году, я решила – это, видимо, знак, надо поторопить события.

И вот – теперь я набираю ребят в кукольный театр уже здесь, в Киржаче, первое занятие было в прошлый вторник.

– У вас есть с чем сравнить. Можно ли сказать, что нынешние дети изменились?

– Да. Когда я только начинала заниматься детьми – лет пятнадцать назад, мобильники тогда только стали появляться – они были рукодельными: и шили, и лепили, и много что ещё делали.

Сейчас они совсем другие. На прошлой неделе ко мне пришла новая группа ребят, я их сразу спрашиваю: «А вы хотите смастерить собственную, авторскую куклу, кто любит рукодельничать?..» И тишина. Ну, не хотят – как хотят. Стали разучивать спектакль.

– И какой спектакль?

– «Кот в сапогах». Это пьеска небольшая, но очень динамичная, её весело и легко разбирать. Я её всегда выбираю первой для разучивания. У меня пока в группе не так много ребят, а этот спектакль как раз и рассчитан на небольшое количество актёров.

Прямо во время рассказа у Натальи Александровны звонит телефон – молодая женщина хочет записать в кружок свою одиннадцатилетнюю дочку. Обмениваются контактами, договариваются о первом посещении. Заодно я спрашиваю, сколько уже детей набрано.

– Пока 6 человек. Идеально было бы, конечно, собрать группу в десять человек. Открываются 2 группы. С младшими школьниками — театр кукол «Петрушка». Старшая группа — театр кукол «Маэстро».

От редакции: кукольный театр – это увлекательное занятие, которое даёт возможность попробовать себя не только в актёрском искусстве и создании декораций, но и в творчестве – ведь мастерство создания кукол иначе не назовёшь. Приглашаем юных киржачан на занятия! А подробности можно узнать в Киржачском районном Доме культуры.

А. СТАРУН.

Фото автора.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17