Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

18.03.2016 11:58 Пятница
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 15.03.2016 г.

Любовь к отеческим гробам

Автор: Наталья Михеенко

А. А. Соловьев

Наша история

Успенский некрополь города Киржача, включающий в себя кладбище, храм и относящиеся к ним строения, был заложен в последней четверти XIX века усилиями и на средства киржачского купца А. А. Соловьева. На протяжении 60 лет в его освященной земле обретали киржачские горожане свое последнее пристанище. Там они почивают и доселе, но уже в безымянных могилах и без церковной молитвы.

Успенское кладбище в городе Киржаче появилось благодаря усердию замечательного благоустроителя города, киржачского купца 1-й гильдии Александра Александровича Соловьева (1824-1895). Вместе с братом Петром Александровичем они продолжили дело по развитию местного шелкоткачества, начатое их отцом. От кустарного производства они перешли к промышленному. Построенные ими в г. Киржаче фабрики обеспечили его жителей достойным заработком. «В Киржач потянулся промысловый люд не на заработки только, а и на оседлое жительство». В результате за 10-15 лет территория города увеличилась почти в три раза.

Исключительная благотворительность Александра Александровича не может быть исчислена до конца, потому что нередко совершалась в тайне. Но и один перечень известных его дел вызывает к нему глубокое почтение. Только в Киржаче им построены больница, богадельня, женское училище, учительская семинария, три храма, открыта библиотека, изданы книги по истории Киржачского монастыря и города Киржача. На его средства содержались храмы и клир Киржачского Благовещенского собора, а также некоторые из перечисленных выше учреждений. Его пожертвования поддерживали Владимирскую епархиальную библиотеку, сельские школы, монастыри и храмы Владимирской и Московской губерний. За свою исключительную благотворительность Александр Александрович удостоился не только звания Почетного гражданина города Киржача, но и государственных и церковных наград, а за свои заслуги по учебному ведомству был награжден чином статского советника, чего весьма редко достигали лица из купеческого сословия.

Успенское кладбище

Еще одним благодеянием А. А. Соловьева городу Киржачу стало создание городского кладбища. По его предложению Киржачская городская дума 4 октября 1874 г. приняла соответствующее постановление, которое в том же году утвердило Владимирское губернское начальство. Под новое кладбище была выделена часть пустыря, располагавшегося на городской окраине.  План города Киржача 1875 г. и фотографии конца XIX – начала ХХ вв. говорят о том, что оно изначально спланировано в продолжение улицы Покровской (ныне Ленинградской).

В 1875 г. новое кладбище уже было открыто. Попечением А. А. Соловьева оно содержалось «в отличном порядке и чистоте». 9 августа 1876 г. с разрешения епархиального начальства его обнесли каменной оградой. В 1884 г. на кладбище уже было погребено до 200 умерших.

Кладбищенский храм Успения Пресвятой Богородицы

В 1879 г. А. А. Соловьев, которому не давала покоя мысль о том, что его православные усопшие братья будут лежать в сырой земле вдали от святых храмов Божьих, и «побуждаемый любовью к граду Киржачу, – месту дорогой [своей] родины», просит городскую думу разрешить ему «построить на кладбище, во славу Божию, каменный, по имеющемуся у [него] плану и фасаду, храм на свое иждивение». По его просьбе проект храма создает  известный архитектор Николай Андреевич Артлебен.

Получив одобрение депутатов и благословение Владимирского архипастыря, в течение трех лет Соловьев возводит на новом кладбище прекрасный храм в честь Успения Божией Матери, святого Александра Невского и праведной Елисаветы – своего Небесного покровителя и покровителя своей супруги. 26 июля 1883 г. храм освящает архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност. С этого момента кладбище начинают называть «успенским», а храм – «кладбищенским».

Помимо храма, А. А. Соловьев строит кладбищенскую сторожку и дом для причта. Вслед за тем, вместе с братом Петром недалеко от кладбища они возводят богадельню для призрения престарелых и неимущих жителей Киржача.

Александр Александрович Соловьев (+1895) и его супруга Елисавета Васильевна (+1892) были похоронены «под Успенскою кладбищенской церковью, им построенной». В ХХ веке у ее святых стен упокоились и другие киржачане, известные своей благотворительностью, в частности, представители купеческих родов Арсентьевых, Смирновых, Вихляевых и др. В Киржаче до сих пор сохранились построенные на средства Арсентьевых рядом с Успенским некрополем здания ремесленного училища и детского приюта.

После А. А. Соловьева попечение о кладбищенском храме взяли на себя его дочь Мария Александровна (1867-1941) и ее муж Сергей Васильевич Недыхляев (1860-1919(?)). В годы страшных гонений на Церковь Мария Александровна возглавила успенский приход и мужественно защищала храм от закрытия и поругания. В 1930 г. ее как «церковницу» и «бывшую крупную фабрикантшу» репрессировали. На следствии она смело исповедовала свою веру и любовь к храму.

Первоначально особого прихода при кладбищенском храме  не было. Причт, состоявший из священника и псаломщика, содержался на проценты от капитала А. А. Соловьева, а также на пожертвования на службы и требы, которые исправлялись на соседнем медно-латунном заведении. Но после революции 1917 г. это положение изменилось. В 1923 г. в Успенском храме официально числилось 240 прихожан, в силу чего он занимал второе место среди пяти действовавших в тот момент храмов города Киржача, уступая лишь Благовещенскому собору. Вероятно, поэтому в 1930 г., после закрытия последнего, именно к Успенскому храму переходит статус «городского собора».

В конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. прихожанами Успенского храма, помимо киржачан, были ссыльные москвичи, отправленные властями за 101-й км. В их числе – бывший предводитель Черниговского дворянства, товарищ (заместитель) министра просвещения при царском правительстве Константин Александрович Рачинский с супругой (урожденной Мамонтовой), сноха известного всей дореволюционной России книгоиздателя Наталья Константиновна Сытина-Стахович, комендант московского Симоновского монастыря с матерью, монашествующие из закрытых советской властью московских и местных монастырей.

В те годы настоятелем Успенского храма был протоиерей Михаил Лавров, пользовавшийся у верующих киржачан особым уважением. В 1930 г. его осудили и сослали в концлагерь. Вслед за ним в том же году репрессировали и часть его паствы – церковную  старосту М. А. Недыхляеву (урожд. Соловьеву) и некоторых ссыльных москвичей. В 1989 г. все они были реабилитированы.

Разрушение храма и разорение кладбища

20 марта 1935 г. Киржачский райисполком постановил закрыть Успенскую церковь и перевести ее приход в Николькую церковь на Заболотье. Через месяц Киржачский горсовет запретил производить захоронения на Успенском кладбище, а здание церкви передал под столовую учебного комбината. В 1936 г. по решению властей была разобрана кладбищенская ограда и вместо нее поставлена деревянная изгородь. Полученный от прежней ограды строительный материал пошел на фундамент строящихся детских яслей.

Надо сказать, что захоронения на Успенском кладбище осуществлялись вплоть до самого его закрытия в 1935 г. Известно, например,  что на нем был похоронен убитый во время Гражданской войны районный продкомиссар П. Н. Морозов, имя которого до сих пор носит одна из центральных улиц г. Киржача. А позже, той же кладбищенской земле был предан демобилизованный красноармеец Насонов. Рядом с могилой последнего, несмотря на протесты матери, в 1936 г. был установлен общественный туалет... 

Невзирая на совсем «свежие» могилы, члены Киржачского горсовета 20 июня 1937 г. принимают решение организовать на Успенском кладбище городской сад. Гражданам в течение нескольких дней дозволялось забрать памятники и венки с могил своих близких. Что же до просьб отдельных горожан разрешить перенос дорогих им останков, то на них местная власть ответила отказом. Документально известно лишь об одном таком состоявшемся переносе. Оставшиеся памятники и кресты были уничтожены,  могильные холмы срезаны. На зачищенном погосте  проложили дорожки, разбили клумбы, поставили скамейки и детские качели, а само кладбище-сад обнесли деревянным забором.

Приспособленный под столовую Успенский храм ненамного пережил кладбище. Имеющиеся свидетельства расходятся в датировке и описании обстоятельств его разрушения, но все они говорят о том, что это случилось в первой половине 40-х гг. ХХ в. После гибели храма от некогда самого красивого и ухоженного в городе Киржаче Успенского некрополя оставались лишь скрытые в земле  сиротливо-безымянные могилы и фундаменты храма с останками его устроителей, а на поверхности – кладбищенская сторожка и деревья, заботливо насаженные А. А. Соловьевым при устроении кладбища. Киржачская молодежь любила посидеть под ними с гитарой, уже ничуть не смущаясь святостью места.

В 1979 г. на кладбищенской земле построили детский сад № 37. Вся территория бывшего кладбища-сада, за исключением сторожки, была отдана детям.

Успенский некрополь сегодня

В 2009 г. верующие горожане обратились к властям с просьбой выделить небольшой участок кладбищенской земли для установки креста в память о разрушенном храме и разоренном кладбище. Спустя несколько лет они получили просимое, однако, дальше дело не пошло, т. к. вскоре после этого новые киржачские руководители отказались выдать разрешение на установку креста. Сегодня этот участок огорожен и по-прежнему пустует.

С началом «перестройки» власти забрали у детсада более трети ее территории. Земля, составляющая северо-западный угол кладбища, была продана киржачскому предпринимателю. Он же стал собственником участка с кладбищенской сторожкой. На приобретенной земле новый владелец выстроил  продовольственный магазин и разместил автопредприятие. Сильно обветшавшая кладбищенская сторожка была снесена.

Владельцем другой части кладбищенской земли, отрезанной властями у детсада и составляющей северо-восточный угол кладбища, стало ООО «Перспектива». При новых собственниках этот пустующий участок кладбища-сада опустел еще больше, лишившись значительной части прекрасных «соловьевских» сосен. Но вырубка вековых деревьев не самоцель, а лишь подготовительная часть  работ по строительству на этом месте нового сетевого магазина. Судя по старым фотографиям, на которых запечатлен еще не разоренный Успенский некрополь, именно здесь стоял храм, и, следовательно, именно здесь в настоящее время находятся его фундамент и захоронение А. А. Соловьева и его супруги. Но ООО «Перспективу» и подрядчиков это не останавливает.

*  *  *

В детском саду № 37, который в буквальном смысле слова стоит на костях киржачан, чья земная жизнь пришлась на конец XIX – начало ХХ вв., есть удивительный уголок. Это маленький самодельный музей, собираемый его сотрудниками по крупицам и с большой любовью. Знакомясь с его экспонатами, киржачские малыши проникаются любовью к своим предкам и к своей малой Родине.

А тем временем под их окнами на месте, где еще совсем недавно стоял храм и совершалась Божественная литургия, где почивает замечательный киржачский гражданин Александр Александрович Соловьев, памятником которому служит не только город Киржач, но и многие облагодетельствованные им школы, храмы и монастыри Владимирской и Московской земли, где продолжают покоиться киржачане, которых помнят и которыми дорожат их ныне здравствующие потомки, – на  этом воистину святом для киржачан месте взрослые затевают очередное кощунство по отношению к отеческим гробам. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

837