Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

15.02.2016 15:14 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 12.02.2016 г.

Встреча на войне

Автор: С. Виноградов
внештатный корр.

«15 февраля 2016 года- 27 лет со дня окончания вывода войск из Афганистана» 

«Давным-давно закончен бой,

                                                        Руками всех друзей

                                                       Положен парень в шар земной,

                                                       Как будто в мавзолей…»

                                                        С. Орлов, русский поэт-фронтовик.

Наш 325 отдельный транспортно-боевой вертолетный полк 21 десантно-штурмовой бригады стоял невдалеке от афганской границы. Половина эскадрилий воевала «за речкой», другая половина меняла их через полгода. Потом дома служили те, кто был недавно «за речкой». Технико-эксплуатационная часть и инженерно-авиационная служба стояли на этой стороне границы для уменьшения потерь личного состава и материально-технической части.

Эта ночь была обычной для полка, в два часа ночи по тревоге мы были брошены на аэродром. Очередная эскадрилья, направлявшаяся в Афганистан, требовала боеприпасов и топлива. Двенадцать бортов, севших на аэродром, двигатели не глушили, и лопасти вертолетов бешено вращались над головами заряжавших и заправлявших вертолеты солдат… Полк уже лет десять как был на военном положении, и обвешаны мы были оружием круглосуточно, как елки на Новый год. Сначала запретили сдавать автоматы в ружейный парк даже ночью, потом обязали носить гранаты со вставленными запалами, в общем, солдаты были похожи на Рэмбо, но весила вся эта амуниция немало, и через несколько часов зарядки и загрузки вертолетов все мы были совершенно мокрые…

Зарядив неуправляемыми ракетными снарядами в свете багрово-красного мелькания проблескового маячка подвесные универсальные блоки очередного вертолета, я поднялся на борт для оформления полетного бортового журнала. Требовалась подпись борттехника в приемке работ. Капитан был в кабине пилотов, где горело только дежурное освещение. Получив журнал обратно, в темноте с трудом разобрал расшифровку подписи летчика – «Шутов» …!

Поднял глаза — Владимир! Да, это был брат, которого я не видел уже много лет! Тут в вертолете громко загудела сирена, и машина резко пошла на взлет. Я выпрыгнул с борта на бетонку аэродрома, и вертолет резко взмыл вверх, набирая высоту. Постепенно он превратился в маленькую точку и стал удаляться в сторону горного перевала, заснеженные пики которого уходили через границу в сторону Афганистана…                      

НАЧАЛО

Рос Владимир Шутов в простой крестьянской семье в глухой деревушке Кривцово Горьковской области, а родился в не менее глухом лесном поселке Сява той же Горьковской области. Был он первым ребенком в семье, потом появился на свет и младший брат Николай. Именно с тех детских лет у Владимира и выработалась ответственность не только за себя, но и за окружающих его людей. Рос Володя самостоятельно, родители постоянно были на работе. Не было у него особых нянек и учителей. С детства перед глазами был пример самого серьезного отношения к труду, отец — Иван Николаевич был самым уважаемым человеком в округе, трактористов- механизаторов в те годы было очень мало. У мамы — Александры Федоровны, тоже ни на день не было возможности оторваться от тяжелой колхозной работы. 

С детских лет Володю окружала красота русской природы, особенно красивы были зимние поля вокруг деревни. Невозможно было оторвать взгляд от чарующих глаз ярко-алых закатов и золотистых восходов. Среди этой красоты и вырос Владимир.

Позже отца перевели  работать в один из вновь открывшихся леспромхозов, и семье пришлось переезжать на новое место жительства в лесной поселок Дюково, расположенный в Костромской области. В новой школе Володя проучился до седьмого класса. Их многоквартирный одноэтажный дом, типа тех, что называют в народе барак, стоял невдалеке от железной дороги, и они с ребятами часто сидели недалеко от насыпи и смотрели на проносящиеся вдаль поезда. В небе ребята часто видели и слышали сначала гул, а потом и сами самолеты-перехватчики с аэродрома войск ПВО Саваслейка, расположенного недалеко от Горького. Именно тогда, при виде гудящих высоко в небе самолетов и тянущихся за ними белых инверсионных следов, в душе многих мальчишек зародилась мечта стать летчиками.                         

КИРЖАЧ

После того, как лесосырьевая база леспромхоза была выработана, а если по простому — весь лес вырублен, технику и людей перевезли в Киржач, окруженный лесами. Расположился новый леспромхоз недалеко от железнодорожной станции, а дома для работников леспромхоза построили вблизи аэродрома.

Владимир в Киржаче учился в школе № 2. Учился хорошо, любил вместе с другими мальчишками забираться на колокольню разрушенного тогда монастыря.

Школа смотрела своими окнами на пойму реки и часто, во время уроков, глядя через окно на проносившиеся в вышине над поймой реки самолеты и вертолеты, Владимир все чаще ловил себя на мысли, что хорошо бы научиться управлять этими винтокрылыми машинами и парить в небе так же как они. Винтокрылые машины все дни кружили над аэродромом и их домом.

Через год, после прохождения медицинского осмотра на призывной комиссии в военкомате, ему предложили поступать в военное авиационное училище. После прохождения дополнительных медицинских обследований в областной поликлинике во Владимире, все врачи подтвердили, что здоровье у него прекрасное, и он может выбирать любое летное учебное заведение по авиационному профилю.

САРАТОВ

Владимир поступил в Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков (Саратовское ВВАУЛ). Училище это существовало с 1969 по 1991 год и специализировалось на подготовке летчиков для армейской авиации. В 1991 году училище расформировали, курсантов перевели в Уфимское ВВАУЛ.

Годы учебы были насыщенными и незабываемыми. Учебные полеты на вертолетах курсанты совершали в том же небе, где получал первые летные навыки Юрий Алексеевич Гагарин, обучаясь в Саратовском клубе ДОСААФ. После окончания училища, Владимира, как одного из самых способных курсантов, направили служить в г. Пугачев Саратовской области. На аэродроме вблизи этого города базировался 626-й учебный вертолетный полк из вертолетов Ми-24 и Ми-8, принадлежавших Саратовскому ВВАУЛ.

Первые годы службы в «пугачевской» части были очень нелегкими. Борттехник вертолета обязан быть на борту во время любого полета. Это были годы напряженной боевой учебы, полеты проводились днем и ночью. И часто, после дневных полетов, Владимиру приходилось оставаться на аэродроме для выполнения ночных. В одном из писем домой он писал, что от постоянного недосыпа сначала просто валился с ног, а потом организм как бы приспособился и спать совершенно не хотелось.

А в это время уже разгорался пожар афганской войны. Американские Стингеры, выпущенные талибами, перемалывали в афганском небе все новые и новые советские авиационные звенья, и пугачевский полк в полном составе был направлен для выполнения интернационального долга в Афганистан.

АФГАНИСТАН

Их полк в Афганистане располагался на крупнейшей авиационной базе советских войск в Баграме. Авиабазу строили еще до войны, как мирный аэродром, и не рассчитывали, что с окружающих гор духи могут обстреливать из ПЗРК (переносные зенитно-ракетные комплексы) взлетающие самолеты и вертолеты.

В Афганистане Владимир прослужил полтора года. Кроме постоянных обстрелов, огромную угрозу при полетах нес очень сложный горный рельеф. При пролетах ущелий вертолет буквально чиркал лопастями по краям скал.

Два раза вертолет Владимира падал, поврежденный пулеметным и пушечным огнем с земли. Но падение происходило с небольшой высоты на склон горы, и никто из членов экипажа тогда не пострадал. Неоднократно Владимиру приходилось уводить вертолет из-под огня самостоятельно, заменяя раненого командира.

Владимир часто вспоминал, как однажды под Кандагаром они вывозили из окружения раненых десантников. Вертолету тогда просто некуда было приземлиться и он завис, опираясь на одно колесо о край горного ущелья. Прикрывая посадку бойцов в вертолет, Владимир отстреливался от душманов из личного штатного автомата. Тогда всех раненых солдат удалось своевременно вывезти в госпиталь.

Часто их вертолет вылетал на сопровождение транспортных колонн, и тогда от Владимира полностью зависела жизнь всего экипажа, так как именно он находился за пулеметом, установленном на вертолете, и именно ему приходилось огнем курсового пулемета уничтожать афганские бандформирования.

Навсегда в память Владимира врезались и зверства душманов, которые они вытворяли над ранеными советскими солдатами, глумились душманы и над телами бойцов.

Множество боевых наград появились на его кителе к концу службы в Афганистане. Но самая дорогая для него награда — медаль «От благодарного афганского народа».

Многие военнослужащие после окончания службы везли из Афганистана японскую радиоаппаратуру, попавшую туда через Пакистан, дорогие арабские ткани и чеки Внешпосылторга, выдававшиеся в виде денежного довольствия.

Владимир в качестве трофея вывез из Афганистана молодую красавицу жену. Очаровательная Татьяна служила в ограниченном контингенте, красивая медсестра недолго думала, прежде чем отдать свои руку и сердце молодому офицеру-орденоносцу, летчику-герою.

УРАЛ

Жена Татьяна родом была из Нижнего Тагила, и потому молодая семья решила вернуться к ней на родину. Благодаря тому, что Владимир в армии много летал, год службы у него шел за два, а в Афганистане за счет боевых действий день шел за три, молодой майор уже в тридцать лет вышел на заслуженный отдых с довольно-таки приличной военной пенсией, позволявшей содержать семью безбедно.

   Многие одноклассники после окончания институтов, аспирантур, ординатур, адьюнктур и прочих учебных заведений только начинали свой трудовой путь, еще и не думая не только о заслуженном отдыхе, но и о месте работы, а Владимир уже получал военную пенсию.

   Но недолго отдыхал бывший летчик, его знания, умения, организаторский талант и военная хватка потребовались стране на Нижне-Тагильском танковом заводе, еще выпускавшем в то время некоторые модификации танков Т-62, которые хорошо были знакомы Владимиру по Афганистану.

   Все было хорошо, вскоре в семье появился ребенок, мальчика назвали Иваном в честь деда. Жена, закончив медицинский институт, работала педиатром в детской поликлинике. На танковом заводе Владимира ценили и уважали, авторитет его в области усовершенствования танковых узлов был непререкаем, все его замечания и предложения обычно сразу же шли в производство. Но, когда возраст Владимира подошел к 50-ти годам, все сильнее стали болеть раны и давать о себе знать лишения, полученные и перенесенные им во время войны в Афганистане. Ночью стали мучить головные боли. Врачи посоветовали отпуск проводить в средней полосе России, и в очередной отпуск он поехал в родной Киржач.

КОНЕЦ

Стоял конец августа. Жаркое солнце за день нагревало воздух и уже не верилось, что это жаркое лето закончится. Как обычно, возвращался я с работы поздним вечером. Сначала шел по лесу, потом вышел на дорогу, ведущую на Ефаново. Пройдя по ней, стал пересекать дорогу Киржач-Новоселово в районе бензозаправки. Со стороны Новоселова вынырнул огромный черный внедорожник.

Буквально через двадцать минут мне сообщили по мобильному телефону, что Володя умер. Его измученное войной сердце не выдержало и остановилось прямо на пороге родного дома.

Должно быть это — эхо Афганистана... 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

214