Меню
12+

Красное знамя. Киржачский район

04.04.2015 13:57 Суббота
Категория:
Теги (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22 от 04.04.2015 г.

Три войны за спиной

Автор: В. Талтанов

Тридцатого августа этого года ветерану войны и труда Федору Григорьевичу Погостинскому исполнится сто лет. Родился он в большом рязанском селе Мердуш еще в период царствования Николая II. После окончания школы трудился в промартели «Знамя труда» разнорабочим. Не предполагал в ту пору Федор, что ему доведется стать участником трех войн, а также, что он будет заниматься наведением порядка в присоединившейся к СССР Латвии и станет свидетелем включения в советскую державу Молдавии.

Из рядовых – в лейтенанты

В 1937 году Федор Погостинский был призван в Красную Армию. В городе Борисов, в Белоруссии, где начались армейские будни молодого солдата, велся отбор в 204-ю воздушно-десантную бригаду. Успешно пройдя комиссию, которая строго подходила к отбору кандидатов, Федор Погостинский оказался в городе Починок Смоленской области, где, хорошо проявив себя, был направлен в военное училище, по окончании которого получил воинское звание лейтенант. В составе 204-й воздушно-десантной бригады молодой лейтенант был направлен в город Пушкин Ленинградской области. У границы с Финляндией он принял участие в учениях. А вскоре начались боевые действия с финскими войсками.

- Сплошной линии фронта на участке действия нашей бригады не было, – вспоминал Федор Григорьевич, – но держать ухо приходилось востро. Финны хорошо знали местность, отлично владели лыжами и неожиданно появлялись то в одном, то в другом месте. Снайперы частенько устраивались на деревьях, храмах и оттуда вели прицельный огонь. Среди снайперов были и девушки. Одну из них на моих глазах сбросили с дерева, так как она отчаянно сопротивлялась.

За успешные боевые действия, связанные с отражением атак финских подразделений, лейтенант Федор Погостинский был награжден орденом Красной Звезды.

Многое пришлось пережить участникам войны с Финляндией, которые  сражались в глубоких снегах при низких температурах, на сложной пересеченной местности, но свою задачу Красная Армия выполнила. Граница от Ленинграда была отодвинута.

Помнит Федор Григорьевич последний день войны. По тревоге подразделение бригады было поднято спозаранок. Предстояло выбить финнов с трех сопок, с которых те причиняли урон нашим войскам. С одной сопки противник был выбит, но следующие штурмом брать не пришлось: от командира бригады поступил пакет с приказом – в бой не вступать. 10 марта 1940 года война с Финляндией закончилась. Был подписан мирный договор с этой страной.

С целью обеспечения порядка

В 1940 году страны Балтии изъявили желание войти в состав СССР. 204-я бригада получила приказ – с границы с Финляндией передислоцироваться под Ригу, для обеспечения должного порядка в Латвии. Наскоро был разбит военный лагерь. Но долго задерживаться в Прибалтике бригаде не пришлось, предстояло выполнить очередную задачу в Молдавии. Эта страна также вошла в состав СССР. Воспользовавшись реорганизацией в республике, наиболее активные лица начали настоящий грабеж её богатств и вывоз раритетов и ценностей в Румынию. С участием бойцов бригады удалось довольно быстро навести порядок в этом отношении. Значительное количество ценностей осталось на территории нашей страны.

Выполнив  поставленную задачу, бригада была передислоцирована в город Пуховичи, восточнее столицы Белоруссии.

«А ДАЛЬШЕ НИ ШАГУ НАЗАД»

- В первые дни войны мы поняли, что враг очень серьезен, – рассказывал Федор Григорьевич Погостинский. – Фашистская авиация бомбила Минск, место концентрации наших войск. Под рев самолетов, свист бомб, разрывы снарядов наши войска с боями отходили на восток. К осени 1941 года фашисты уже топтали землю Подмосковья. Особенно страшное сражение произошло у города Волоколамск. Фашисты буквально «засыпали» нас бомбами, в атаки заходили десятки самолетов. Наше подразделение, входившее в состав Панфиловской дивизии, защищало довольно протяженный участок фронта, а приказ был «ни шагу назад». Дважды сдавали и возвращались на прежние позиции. При отражении третьей атаки я был ранен и направлен в госпиталь в город Кулебаки Горьковской области, где «провалялся» больше трех месяцев. После выздоровления вернулся в бригаду, которая была направлена на переформирование в село Семеновское, что рядом с поселком Горка Киржачского района.

Поселок этот в последующем стал для Погостинского второй родиной.

- Помню, – продолжал рассказывать Федор Григорьевич, – поселился в доме, в котором жила женщина с дочкой. Девушка лежала на печке, увидев меня, пригласила: «Лейтенант, пойдемте в клуб». Так состоялась моя первая встреча с будущей женой.

Фронт между тем продвигался на запад. С тяжелыми боями освобождала наша армия захваченную фашистами советскую землю. Вновь оказался лейтенант Погостинский в городе Пуховичи, в котором дислоцировалась бригада до начала войны, а вскоре он был направлен на курсы повышения начальствующего состава.

Наконец остались позади многострадальные белорусская и украинская земли, впереди лежала Венгрия. Немало на венгерской земле полегло советских солдат. Особенно ожесточенным было сражение у озера Балатон. Здесь, на относительно небольшой территории, оказалось значительное количество войск с той и другой стороны.

- Особенно отчаянно сопротивлялись венгры, воевавшие на стороне немцев, – вспоминал Федор Григорьевич, – но у нашей армии уже был большой опыт при проведении наступательных операций. Огромная группировка противника была разгромлена. Здесь и встретил офицер Погостинский День Победы.

НА ТРЕТЬЮ ВОЙНУ

Военный эшелон шел по опаленной войною земле. И чем дальше уходил состав от советской границы, тем менее заметны были раны, нанесенные стране вторжением фашистов.

Несмотря на огромные потери, страна строилась, оживала. Мирными хлопотами жил город Муром, где была сделана десятидневная остановка, и обстрелянные полки 98-й дивизии, хорошо проявившие себя на германском фронте, срочно перебрасывались на Дальний Восток, где возле наших границ сосредоточились войска Квантунской армии. На юг от Уссурийска лежала китайская земля, захваченная японцами. И вновь, как на западе, вздыбилась земля от разрывов снарядов, засвистели пули. Но ничто не могло сдержать порыва наших войск, обогащенных боевым опытом и оснащенных современным для той поры вооружением. Японская армия отступала, неся большие потери, и через несколько недель боевых действий Япония капитулировала. Но войска в течение нескольких лет оставались у китайской границы.

В 1951 году бригаду, в которой служил Федор Погостинский, передислоцировали в Амурскую область.

В середине пятидесятых годов было проведено значительное сокращение Вооруженных сил нашей страны. Из состава 37 корпуса сократили большую часть личного состава. Среди сокращенных оказался и Федор Григорьевич Погостинский. Как опытному офицеру, ему предложили перебраться в полк «Миди» зенитного дивизиона, формировавшийся в бухте Ольга.

- Не было там ни детского сада, ни школы, а у меня семья, дети, и я решил демобилизоваться, – рассказывал Федор Григорьевич, – последняя моя военная должность была – начальник парашютно-десантной подготовки полка. Как офицер, фронтовик, имел право на проживание в любой точке страны, кроме Москвы. В выборе решил остановиться на городе Александров. Это недалеко от Москвы и родины моей жены Марии Ефимовны. Первым делом пошел к райвоенкому. Тот, узнав повод моего прихода, покачал головою и заявил: «Что делать с Вами не знаю, Вы пятьдесят первый человек ко мне. Квартиры не обещаю. Ищите частную. Но как только владельцы жилья узнавали, что у нас в семье двое детей, сразу отказывали. Устав от поисков жилья, решили поселиться у матери жены, моей тещи.

ПО СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЕ

На фабрике «Свобода» бывшему офицеру, фронтовику предложили должность начальника сторожевой охраны, а вскоре Федор Григорьевич  Погостинский был назначен начальником отдела снабжения и сбыта. Но недолго фронтовику, члену КПСС пришлось потрудиться в промышленности.

Неожиданно Федора Григорьевича вызвали в райком КПСС. Встретил его первый секретарь Василий Николаевич Бабкин.

- Вот что, – начал первый секретарь, – мы Вас рекомендуем на должность председателя колхоза имени Калинина.

Ф. Г. Погостинский наотрез отказался от предложенного поста, несмотря на все уговоры и первого секретаря райкома и председателя райисполкома. Но на этом укрощение строптивого фронтовика не закончилось. Его вызвали в обком партии. Второй секретарь обкома С. В. Козлов, взглянув на Погостинского, сообщил: «Рекомендуем Вас на должность председателя колхоза. Вы фронтовик, член партии. Сельское хозяйство – это второй фронт, и отказаться от этого Вы не имеете права».

- Я не пойду в председатели, – повторял Федор Григорьевич, – сельское хозяйство – это не мое дело.

- Наше, – строго сказал второй секретарь, ведавший вопросами сельского хозяйства области, – и должны это помнить. Это партийное задание.

- Нет, – упрямо повторял Погостинский.

- Выйди отсюда, – не выдержал второй секретарь.

- Следом за мною вышла женщина и предложила посидеть, – вспоминал Федор Григорьевич. – Вскоре меня пригласили на заседание бюро обкома партии. Первый вопрос, который задал первый секретарь обкома Гришин, был:

- Каковы мотивы Вашего отказа?

-Знаете, – ответил Погостинский, – я морковь от свеклы не отличаю, а Вы мне колхоз предлагаете.

- Как за соски коров дергать зоотехник знает, как семена в землю бросать агроном знает, а дело председателя организацией производства заниматься. Подумай – есть над чем, – с намеком произнес первый секретарь.

Пришлось дать согласие, хотя на душе кошки скребли. Одиннадцать лет терпел я эту проклятую работу, не находя никакого удовлетворения. Даже во сне слышал, что мычат голодные коровы.

- Опять развозчица кормов запила, – проснувшись, подумал. – Надо идти в Карпово, проверить. Пошел по-темному на деревенскую ферму. Подхожу и вижу: женщина сено накладывает на воз. Слава Богу, отлегло от сердца. И сколько подобных ситуаций было за время моего председательства. Однажды, встретив Сергея Александровича Сняткова, который стал первым секретарем райкома, пригласил его на чай. Со Снятковым был знаком с военных времен, на аэродроме на планере летать он нас тренировал.

«Устал я, Сергей Александрович, – прямо заявил Погостинский, – председательствовать сил нет. Помоги освободиться от этого груза. На годовом общем колхозном собрании, благодаря С. А. Сняткову, – я был освобожден от должности председателя колхоза, и мне была предложена должность заместителя директора фабрики «Свобода». Здесь я оказался словно в своей тарелке и вздохнул свободно. Наладил необходимые связи, и дело пошло. С этой должности и вышел на пенсию.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

В доме Федора Григорьевича Погостинского тепло, уютно. Эту квартиру он в свое время «выбил» у директора фабрики. Мастер цеха уезжал с предприятия, и квартира освобождалась. Директор фабрики, к которому по поводу квартиры обратился Федор Григорьевич, сказал, что на нее много претендентов.

- А Вы дайте ее мне и будет Вам полная поддержка.

- Коли так, то, пожалуйста, въезжай, не возражаю.

С тех пор и проживает Федор Григорьевич в той квартире, отремонтировав ее и облагородив. Несмотря на возраст, ветеран войны и труда бодр, обладает прекрасной памятью, выглядит на несколько десятков лет моложе.

- Федор Григорьевич, кажется, «заморозил» себя. Каким был на вид в шестьдесят лет, таким и остался до сегодняшнего дня, – с уважением говорит о хозяине квартиры помогающая ему по хозяйству молодая женщина Надя.

- Выскажите ей через газету благодарность от меня, – говорит Федор Григорьевич.

С женою, которой не стало десять лет назад, Федор Григорьевич вырастил и воспитал двух детей – дочь Нину и сына Володю. Дочь работает преподавателем в городе Александров, сын – в охране. Довольно часто навещают Федора Григорьевича Погостинского работники Горкинской администрации, общественники, волонтеры. Не забывают и старые друзья, которые общаются больше по телефону. Словом, не забыт ветеран, за спиною у которого три войны и три службы – военная, сельскохозяйственная и промышленная.

За сегодняшнее настоящее Федор Григорьевич Погостинский внес немалый вклад. За мужество, проявленные в войнах, он удостоен двух орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны, двух медалей «За боевые заслуги», «За победу над Германией» и «За победу над Японией», многими юбилейными и трудовыми наградами.

Скоро Федор Григорьевич Погостинский отметит две славные даты в его жизни: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и столетие со дня рождения. Счастья Вам, ветеран войны и труда, здоровья и долгих-долгих лет жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

230